Урок обществознания «ЛИДЕР И ЕГО КАЧЕСТВА» Составитель – Вострикова Н.М.
Цель: познакомиться с понятием «лидер», выявить влияние положительного и отрицательного лидерства, научиться определять качества, присущие лидеру; способствовать формированию выработки лидерских качеств; развивать навыки общения, память, речь.
Даже если вы очень молоды, вам обязательно нужны ценности, которые придавали бы смысл вашей жизни. Франц Хесселбайн
Лидер - человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. С.И.Ожегов «Толковый словарь» Лидер (с англ.- ведущий, руководитель )-это самый авторитетный член группы. «Словарь иностранных слов» ….Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам, благодаря своим личным качествам. А.И.Кравченко «Обществознание. 7 класс», стр. 64 Авторитет- общепризнанное значение, влияние, общее уважение. С.И.Ожегов «Толковый словарь»
За какие качества Акела предложил Маугли быть вожаком стаи? Между какими лидерами происходила борьба за Маугли? Кто из них был положительным, а кто отрицательным лидером? Какими качествами обладал каждый из них? Каких питомцев вырастили эти лидеры? Как Акела стал вожаком?
. Вывод: лидерство может иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Лидеры могут быть формальными и неформальными. Формальные лидеры избираются на выборах и наделяются полномочиями.
как меняются качества лидера в зависимости от ситуации, о которой ведется речь в тексте Кайсенов К., бывший в годы Великой Отечественной войны командиром партизанского отряда, рассказывал, что жизнь вдали от дома, в условиях постоянной опасности со стороны фашистов, очень влияла на взаимоотношения людей. Командира отряда называли "батей" (отцом) за то, что он делил со своими солдатами тяготы войны.
Вывод: качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определённых ситуациях терять свои качества. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер.
«Лидер» «Говорун» «Отрицатель» «Молчун» «Авантюрист»
Вывод: лидером быть не просто, он должен обладать неординарными качествами.
Шесть основных элементов лидерства по Паркинсону Воображение -способность представить несуществующее. Знание -необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую "нарисовало" воображение; это качество также придаёт лидеру уверенность. Талант-это качество, которое позволяет держать любую ситуацию под контролем.
Решимость-это качество, без которого невозможно достижение успеха. Оно состоит из трёх компонентов: 1 - лидер должен знать, что поставленная цель реальна и достижима; 2 - лидер верит, что всё, что нужно сделать, будет сделано; 3 - лидер должен передать свою решимость, убеждённость другим. Жёсткость- это также необходимое качество для лидера, для достижения успеха надо быть жёстким, безжалостным прежде всего к своим недостаткам. Притяжение- лидер должен обладать способностью притягивать к себе людей, чтобы ему верили и готовы были пойти за ним.
Вывод: лидер должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Для того чтобы слышать своего собеседника, необходимо помнить о следующих правилах. * Когда вы слушаете собеседника (общаетесь), то делайте это с полным вниманием. * По возможности (особенно при разговоре по телефону) записывайте наиболее ценную информацию. * Не стройте поспешных догадок о том, что собирается сказать вам собеседник. * Не теряйте времени, пытаясь сформулировать ответ, слушая собеседника. * Глядя в глаза, покажите всем своим видом, что вы действительно внимательно его слушаете. Не отвлекайтесь, не смотрите по сторонам, в окно, не оглядывайтесь. *Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происходящему в комнате отвлекать вас. Давайте понять звонящему * Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произнося: "Так...", "Да...", "Хорошо..." и т. д. * При необходимости делайте пометки.
Вывод: общение - это двусторонний процесс, в результате которого мы делимся и получаем информацию, а для этого надо не только слушать, но и слышать.
Характеристики героев Дюма Способность на быстрые действия, решительность, умение организовать усилия всех в группе на преодоление сверхсложных задач. "Честь и совесть"компании, хранитель дворянской чести, рассудительный и мудрый.
Определите, кто из героев А.Дюма (Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян) соответствует этим характеристикам.
1. Почему друзья в самые трудные минуты провозглашали:"Один за всех и все за одного!"? 2.Можно ли в одном человеке найти сразу все качества, о которых мы говорили? 3.Есть ли идеальный лидер?
ВЫВОДЫ: Лидерство может иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Лидеры могут быть формальными и неформальными. Формальные лидеры избираются на выборах и наделяются полномочиями. Он должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие. Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие. Качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определённых ситуациях терять свои качества. Необходимо помнить о нравственных ценностях, чтобы душа жила в согласии с разумом и поступками. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер. Лидером быть не просто, он должен обладать неординарными качествами.