КОЛЛЕКТИВ
Общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности
Организация социально признаваемой деятельности как средства формирования детского коллектива и определенных отношений его членов , должна быть такой, чтобы: дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
потребности детей в общении задач, поставленных перед этим коллективом.
"коллектив" происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает "объединяю", а латинское "collectivus" - собирательный
Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях
Стадии развития коллектива (по А.С.Макаренко) Первая стадия коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих решениях на группу учащихся. Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это – тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организационной работой.
Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки: мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;дружеское единение его членов;ощущение защищенности каждого члена коллектива;активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников
ТРАДИЦИИ Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.
Законы существования коллектива закон системы перспективных линий,принцип параллельного действия,преемственность поколений.
Этапы развития коллектива (по Л.И.Уманскому) 1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. 2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. 3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. 4-й этап. Группа-автономия. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, деления на объединения мальчиков и девочек. 5-й этап. Группа-коллектив. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность.
Ориентирами жизнедеятельности любого детского (классного) коллектива в настоящий период общественного развития должны стать общечеловеческие ценности, которые никогда не утратят своего воспитательного предназначения (В.А. Караковский).
Учителю, ставящему перед собой цель сделать школьные дела эмоционально более привлекательными, следующую последовательность действий: объяснить всем учащимся необходимость и полезность выполняемой ими работы для коллектива и других людей; добиться того, чтобы каждый из членов ученического (классного) коллектива ясно понимал, какую конкретную пользу лично он, включившись в общее дело и хорошо выполнив его, принесет людям; дать возможность учащимся некоторое время поработать без включения дополнительных, эмоционально стимулирующих воздействий, так как любое новое дело вначале само по себе привлекательно; где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята начинают терять к ней интерес, включить в действие эмоционально стимулирующие факторы, например музыку, информацию о достигнутых успехах; перед самым окончанием выполняемой работы включить новые стимулы, направленные на качественное и своевременное завершение всей работы.
Важнейшие условия создания коллектива : Наличие сплоченного коллектива педагогов с едиными требованиями к себе и воспитанникам. Наличие совместной деятельности и перспектив в коллективе.
Перспектива – это будущая цель, «завтрашняя радость у человека» (А.С. Макаренко).
Близкая перспектива Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность – каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекая перспектива Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.
При планировании воспитательной работы следует предусмотреть решение социально-психологических задач: объединение учащихся вокруг целей совместной деятельности; единство мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей; формирование нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе, и, наконец, задача отношений между людьми.
Воспитательные функции коллектива: организационная, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью; воспитательная, когда детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующая, когда коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, peгулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Специально организованная "скользящая сеть" различных коллективов учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; постоянных, сезонных, временных; одно- и разновозрастных; малочисленных и многочисленных.
По своей структуре коллектив А.С.Макаренко делил на на 2 вида: общий и первичный
«Скелет коллектива» у А.С.Макаренко, кроме его структуры, имел и органы самоуправления.
Основа модели «воспитательного коллектива» Самоуправление,Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности а также режим.ДисциплинаСоподчинениеОтветственностьТон и стиль жизниЭтикаХарактер отношений в коллективеИнтересы детства
Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность.В.А.Сухомлинский
Особенностью коллектива являлся, не только высокий уровень развития коллектива, но и появление желания у членов коллектива к выполнению поставленных задач, за которые часто они не получая ничего взамен.И.П.Иванов
Формирования коллектива по системе Иванова начиналось с лидера группы (педагога) который перед организацией коллектива формировал его идейную платформу, критерии членства в нём. После формирования коллектива, лидер группы которого называли комиссаром, становился её идейным руководителем. Сформулированные комиссаром идеи, были важны, так как с их позиции происходило рассмотрение поступков и суждений группы. Сам механизм организации коллектива был динамичен.
Гуманистическая концепция коллектива. Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе
Три группы задач: социальной адаптации – активного приспособления к условиям среды, общества в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями и мотивами.Социальной индивидуализации – реализации совокупности установок на себя, выделение себя из группыИнтеграции – достижения взаимодействия между личностью и группой, сочетание личных интересов с интересами окружающих.
Групповые нормы выполняют в коллективе одну из важнейших функций – регулятора отношений в коллективе: Во-первых, они обеспечивают предсказуемость поведения окружающих. Во-вторых, становятся фактором стабилизации отношений, чем предупреждают возможность попадания в неприятную ситуацию или создания её для других. В-третьих, они избавляют члена коллектива от тревоги и неопределённости. В–четвёртых, нормы координируют, определяют эффективность деятельности не только группы в целом, но и каждого её участника. В пятых, нормы создают индивидуальное «лицо» каждой группы.
Без совместной деятельности невозможно формирование и функционирования детского коллектива. И поэтому определённую важность приобретает правильная организация взаимодействий личности и коллектива при её реализации. Так при совместной деятельности все участники должны быть, во-первых, объединены общей целью её осуществления, во-вторых, она предполагает наличие связей её участников между собой (вербальных, оценок действий), в-третьих, между членами группы должно иметь место распределение обязанностей.