Тема проекта: «Девиантное поведение» Авторы проекта: Медведева С.А. и учащиеся 10 «а» класса МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Аннотация проекта Проект посвящен исследованию девиантного поведения в обществе. Изучая факты публицистической литературы, анкеты, делая наблюдения, учащиеся 10 класса знакомятся с отклоняющимся поведением, показывают социальную сущность пьянства, наркомании, проституции, курения, доказывают пагубность влияния «социальных болезней» на здоровье человека. Ребята сопоставят полученные сведения и сделают вывод об опасности девиантного поведения на развитие общества.
Основополагающий вопрос: «Свобода или зависимость. Полет или падение?» Вопрос учебной темы: Отклоняющееся и противоправное поведение Учебные предметы: обществознание. Участники проекта: Учащиеся 10 «а» класса.
Дидактические цели проекта: Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся. Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, умений увидеть проблему и предложить пути ее решения.
Методические задачи: Активизировать познавательную деятельность учащихся. Учить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий. Познакомить учащихся с основными понятиями темы.
Проблемные вопросы: Парадоксальный факт: повсюду пропагандируется здоровый образ жизни, но при этом в России самая мощная торговая сеть продажи спиртных напитков и табачных изделий. Выходит, что государство само толкает людей к алкоголизму и табакокурению? Можно ли поставить знак равенства между наркоманией и чумой? В чем существенная разница между этими одинаково ужасными явлениями? Существует ли, на ваш взгляд, различие между девиантным и делинквентным поведением? Если да, то в чём оно? Отсутствие жесткой цензуры на современном телевидении привело к появлению на экранах достаточно откровенных сцен в рекламных роликах и телесериалах. Считаете ли вы популярное среди молодёжи ток – шоу «Дом 2» пропагандой проституции?
Темы ученических исследований: Курение (творческий проект, видеофильм) Алкоголь (стенгазета) Наркомания (ролевой проект) Проституция (презентация) Преступность (презентация)
Этапы и сроки проведения проекта: Этапы и сроки проведения проекта: Формулирование тем работ учащихся – 1 урок Формирование групп для проведения исследований – 1 урок Выдвижение гипотезы, определение творческого названия проекта – 1 урок Обсуждение плана работы учащимися в группах – 1 урок Обсуждение источников информации – 1 урок Самостоятельная работа учащихся – домашнее задание Подготовка отчета учащихся – домашнее задание Защита, обсуждение и оценка проекта – 2 урок
Выводы Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.) Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.