Церковно-приходские школы в Амурской области Выполнил: Спицын Марк, 6А класс Руководитель: Зуева Ольга НиколаевнаМОБУ Чигиринская СОШ2011 г. Николо-Архангельская церковь-школа (1892г.)
Цель исследования – выявление условий и времени, при которых возникли церковно-приходские школы, выявление преемственности между церковно-приходскими школами, которые были до революции и современными воскресными школами.
Гипотеза исследования - предположение о том, что церковно-приходские школы сыграли огромную роль в обучении детей низших сословий, воспитании детей в соответствии с библейскими заповедями.
Задачи:1. Найти и исследовать материал о церковно-приходских школах дореволюционных и современных воскресных школах.2. Выяснить, когда они появились на Амурской земле.3. Выяснить, кто и как учил детей в этих школах, какие предметы преподавались.
Методы:Метод анализа энциклопедии, литературы по истории образования в Амурской области, интернет ресурсы.Анализ газетных публикаций.Беседы со священнослужителями.
Началом истории приамурской, благовещенской школы принято считать 7января 1866 года. Это дата открытия первой народной школы. Называлась она «Первое народное училище».
Первым учителем был назначенсвященник Иоанн Гомзяков.В мае 1868 года штатным учителем сталСемен Каземирович Домбковский.И только в1872 году появился второйучитель – Ф.И. Васильев.Он проработал в области около 40 лет.
До 1870 года в училище обучались только мальчики, а в 1872 году было уже 142 мальчика и 66 девочек.
Население - 24 тысячи жителей. Учебные заведения: 1 бригадная школа, 14 станичных школ, 1 народное училище, 16 школ в крестьянских селениях. В 1877 году была открыта четырехклассная прогимназия и женская школа, которая в 1878 году была преобразована в 4-х классную прогимназию.
В 1886 году вБлаговещенске появиласьпервая в Амурской области церковно -приходская школа. Но к концу XIX векацерковно-приходских школ и элементарных школ грамоты прицерковных приходах стало уже 57.
В 1884 году появились «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым, в течение двух лет дети одного пола изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, в двухклассных, кроме того, давались сведения об истории. Материал для чтения был религиозного содержания.
Управлял церковно- приходской школой училищный совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки(чтецы), учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища.
При деревянном Благовещенском кафедральном соборе, который находился в районе пересечения улиц Большой (Ленина) и Благовещенской (Пионерская), в январе 1895 г. открылась одноклассная церковно-приходская школа. В 1899 году школа собора переехала в отдельный деревянный дом, построенный на «пожертвованные разными лицами деньги». В школе на 1907 г. обучалось 120 мальчиков.
Библиотека располагала по тем временам большим количеством литературы: 687 книг и 570 периодических изданий.
В 1899г. при Свято-Покровском соборе, располагавшемся по Никольской улице (нынеКомсомольской) недалеко от Релочного переулка, была открыта уже двухклассная церковно-приходская школа на средства попечительницы Ольги Мартыновны Левашовой.
В 1902 году при Шадринском Свято-Троицком храме также открылась церковно-приходская школа.
1 июня 1913 года в печати было опубликованосообщение об открытии Благовещенской мужской учительской семинарии. 25 ноября этого же года в День Святого Иннокентия Иркутского состоялось ее открытие. Первым директором был назначен Дмитрий Васильевич Солодов, который окончил институт восточных языков и исторический факультет Петербургского университета.
Свидетельство учителя
Свидетельство учащегося об окончании церковно – приходской школы
Первая официальная церковно-приходская школа появилась на амурской земле в Благовещенске с приездом в епархию владыки Гавриила в 1994 году.
В программу воскресной школы были включены такие предметы, как Закон Божий, история христианства, христианская нравственность, основы христианской культурологии, музыкальное воспитание. В процессе обучения дети также рисовали и лепили, готовили к праздникам утренники. С торжественными программами ребята выступали в детских домах и доме для престарелых.
В настоящее время воскресная школа действует при Благовещенском кафедральном соборе. В нее записано около 40 ребятишек от 4 до 10 лет.
Ребята активно изучают азы православной культуры – Закон Божий, а также дисциплины, его составляющие: катахезис, историю Ветхого и Нового Завета. К числу других обязательных предметов относятся церковно-славянский язык и элементы церковного пения, художественное творчество (лепка и рисование).
Задачка для второго класса церковно-приходской школы Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца?
Выводы: Первые церковно-приходские школы появились в 1886 году.В этих школах преподавали в основном священнослужители.В них изучались такие предметы как закон божий, церковное пение, письмо, арифметика и чтение.Эти школы сыграли большую роль в распространении грамотности в Амурской области.Традиции церковно-приходских школ продолжают современные воскресные школы.