Проект «Анализ и мониторинг эффективности реализации молодежной политики в РК» Сеть молодежных неправительственных организаций, 2009г.
Содержание Почему важно заниматься молодежной политикойСодержание молодежной политикиЦели и задачи проекта Участники проектаИсследовательский компонентВыводы и рекомендации
Почему важно заниматься МП Международными экспертами отмечаются несколько аргументов, почему важно заниматься молодежной политикой: Демографический аргумент, значительная доля молодежи в обществе (более 30% молодежи от всей численности населения);Экономический аргумент и аргумент социального капитала. Доказано, что вкладывая в развитие молодежи общество в дальнейшем получает большую отдачу в экономическом и социальном планах Нормативный аргумент, молодые люди должны иметь «справедливую долю» политических прав и ресурсов;Этический аргумент, многие проблемы молодежи связаны с соблюдением прав человека.
Содержание МП По мнению международных экспертов молодежная политика это прежде всего:Поддержка молодежи;Способствование активному участию;Повышение доступа к рынку труда;Развитие доступа к информации;Продвижение молодежной мобильности;Продвижение неформального обучения;Содействие кооперации.
Цель и задачи проекта Анализ и мониторинг эффективности реализации молодежной политики в РК Долгосрочная цель: Влияние на молодежную политику в Республике Казахстан путем максимизации участия молодежных общественных организаций в бюджетном мониторинге и анализе, активное использование результатов прикладного бюджетного анализа в процессе продвижения интересов своей целевой аудитории.
Цели и задачи проекта Цель проекта:обеспечение прозрачности государственных областных расходов на молодежную политику; распространение полученной и проанализированной информации среди молодежи, средств массовой информации, государственных представительных и исполнительных органов; а также влияние заинтересованных общественных организаций на решение задач молодежной политики
Участники проекта Операторы проекта:МОО «Лига молодых «Ансар», МОО «Независимое поколение Казахстана»
Участники проекта Региональные организации:ОО «Таразский инициативный центр» (Тараз), МОО «Байтерек» (Кызылорда),ЗКО ОО «Центр молодежных инициатив «Жардем-Содействие» (Уральск),ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» (Алматы),МОО «Активная молодежь СКО» (Петропавловск), МОО «Молодежь за здоровый образ жизни» (Павлодар), ОО «Восточно-Казахстанское молодежное информационно-аналитическое агентство» (Усть-Каменогорск),ОФ «Молодежная информационная служба» (Шымкент),Молодежная инициативная группа (Актобе),МОО «Naurzum BioNet» (Костанай)ОО «Жастар жерiстектерi» (Актау), опосредованное участие
Цели и задачи проекта Подготовка и проведение установочного двухдневного тренинга (О2) Исследовательский компонент проекта (О1) – анкетирование, сравнительный, бюджетный и правовой анализы, расходования средств на МП в 12 регионах Казахстана.Проведение региональных круглых столов (О2) по вопросам открытости расходования государственных бюджетных средств на МП и повышение ее эффективности в РК.Издание сводного отчета – общая информация об итогах исследования, оценка ситуации вокруг реализации МП.Проведение республиканского круглого стола по итогам реализации проекта.
Исследовательский компонент определение главных участников процесса: ОбществоМолодежные и другие НПОМестные исполнительные органыМестные представительные органыВузы и учебные заведенияСМИЦентральные органы государственного управления
Исследовательский компонент сбор бюджетной, статистической и иной соотносимой информации для проведения прикладного и сравнительного анализа, анкетированиесбор информации был осуществлен путем направления официальных писем-запросов, и использования интернет ресурсов (агентства по статистике РК, министерства финансов РК, министерства экономики и бюджетного планирования, министерства образования и другие)прикладной бюджетный анализ собранной информации на предмет соответствия финансирования целям и задачам правительственной программы.
Количество высланных писем запросов, полученных и информативных ответов. Наименование областейКоличество писем-запросовБыл получен ответ% от общего числа запросовИнформативный ответ% от общего числа запросовАктюбинская 11436%436%Атырауская 9560%560%ЗКО 7571%229%Жамбылская 9778%444%Карагандинская 9333%333%Костанайская 100000Кызылординская7228%228%ЮКО 10440%440%Павлодарская 9333%333%СКО 8789%00%ВКО 12650%541%г.Алматы 21730%523%Всего 1225343%3730%
Выводы и рекомендации
Основные вопросы в сфере МП декларативность закрепленных в молодежном законодательстве тезисов; отсутствие системности и преемственности в вопросе реализации молодежной политики на региональном уровне; недостаточный уровень прозрачности и подотчетности реализации молодежной политики; недостаточная проработка молодежных программ, которые не ориентированны на результат и не содержат качественных и количественных индикаторов
Основные вопросы в сфере МП (2) нехватка профессиональных кадров в молодежных структурах, в том числе и неправительственных организациях; недостаточная гражданская активность самой молодежи; слабая связь между ВУЗами, профессиональными учебными заведениями и работодателями в вопросах формирования и реализации молодежной политики. отсутствие в данной схеме исследовательских и научных центров;Не налажена работа по профессиональной ориентации учащихся и студентов;
Основные вопросы в сфере МП (3) Общий уровень прозрачности молодежной политики, выявленный на основе писем-запросов, и с учетом возможных поправочных коэффициентов не превышает 43% процента, и не менее 30% из ста возможных. Определить прозрачность молодежной политики достаточно сложно, так как существует множество различных факторов, однако, как было отмечено, письма-запросы в данном случае мы определили как наиболее корректный. На 122 разосланных писем-запросов было получено всего 53 ответов, из которых только 37 являются содержательными. Значение 43% определено как доля ответов, полученных на письма-запросы, а 30% процентов определяют уровень полных ответов на заданные вопросы.
Рекомендации по формированию молодежной политики: необходимо проведение глубоких социальных, демографических, экономических, правовых и иных исследований по вопросам развития потенциала молодежи;продуктивная реализация молодежной политики невозможна без определения нужд и потребностей молодежи, которые должны стать основой при планировании молодежной политики;рассмотреть возможность включения таких направлений, как критическое мышление – факультативы в школах и университетах
Рекомендации по формированию молодежной политики (2): госорганы, соисполнители государственной молодежной политики в своих стратпланах должны определить отдельные подразделы, посвященные направлению МП, которые разрабатываются там, где есть возможность, при обсуждении с молодежными НПО;уполномоченными госорганами на центральном и местных уровнях должны составляться госпрограммы по реализации МП на среднесрочный период, состоящие из подразделов бюджетных программ и стратпланов соответствующих соисполнителей с целью консолидации усилий всех заинтересованных государственных органов и обеспечения мониторинга и оценки результатов.
Рекомендации по формированию молодежной политики (3): необходимо усиление роли и активизация консультативно-совещательных органов, влияющих на формирование молодежной политики;изменения и дополнения в нормативно-правовые акты о молодежи и молодежной политики должны вносится лишь при широком их обсуждений с получением обратной связи от заинтересованных сторон, в первую очередь, от молодежных организаций.
Рекомендации по исполнению молодежной политики: повысить эффективность и результативность существующей модели исполнения молодежной политики посредством создания межсекторального Комитета по молодежной политике, ответственного за реализацию государственной программы на республиканском уровне;создать самостоятельные отделы по работе с молодежью на региональном уровне, укрепив их количественный и качественный состав;в большей степени привлекать молодежные общественные организации к реализации молодежных инициатив на региональном уровне;обеспечить большую прозрачность выделения средств государственного бюджета, а также результатов проектов молодежных организаций в рамках государственного социального заказа.
Рекомендации по оценке и мониторингу молодежной программы и политик: предусмотреть в программах молодежной политики измеримые количественные и качественные индикаторы эффективности и результативности программ;привлекать к мероприятиям по оценке и мониторингу молодежные организации с учетом возможного конфликта интересов, т.е. мониторинг и оценку должны осуществлять независимые, не получившие заказа молодежные организации;развивать методологию и модель оценки и мониторинга молодежных программ с целью единообразного использования инструментария изучения достижения целей и задач программ на республиканском и региональном уровнях.
Благодарю за внимание!Павел Коктышев[email protected]