Педагогический консилиум «Адаптационный период в 5 классе»
Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-ый класс. С какими трудностями могут встретиться дети?
Условия адаптации ФизиологическиеИзменение режима дня;Необходимость игры;Правильная посадка;Организация правильного питания;Развитие двигательной активности;Воспитание самостоятельности и ответственностиПсихологическиеПсихологический климат в семье;Самооценка ребенка;Самоценность ребенка для родителей;Формирование интереса к школе;Дружеское общение с одноклассниками;Недопустимость физического воздействия;Предоставление самостоятельности;Учет темперамента ребенка;Организация контроля за учебой;Поощрение за успехи и достижения;Моральное стимулирование;Развитие самоконтроля и самооценки
Задачи адаптационного периода
адаптация к «разноголосице» требований учителей; введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»); выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие; принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
Признаки успешной адаптации: Ребенок легко справляется с программойУдовлетворенность ребенка процессом обученияСтепень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самомуУдовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнкаНежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом днеСтремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темыНежелания выполнять домашние заданияНегативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассниковЖалобы на те или иные события, связанные со школойБеспокойный сонТрудности утреннего пробуждения, вялостьПостоянные жалобы на плохое самочувствие
Проявляют интерес к предмету; математика – 7уч; природоведение – 3уч, ИЗО – 2уч, литература – 1уч, физкультура – 4уч, русский язык – 3уч, биология – 1уч, информатика – 1уч, история – 1 уч из 10 опрошенных учащихся.Предпочли бы не изучать предмет: русский язык – 1уч, английский язык - 1уч, труд – 1уч, музыка – 1уч, математика – 1уч, ИЗО – 1 ученик. Педагог работает индивидуально с ребенком на уроке английского языка – 3 ученика Больше всего времени уходит на подготовку дом. заданий по: математике – 7уч, русскому языку – 3уч, литературе -1уч, природоведению – 1уч, истории – 1уч, англ яз – 6 уч Не чувствуют себя на уроке комфортно: русс яз – 2уч, англ. яз – 3уч, природоведение – 1уч, физкультура – 1, математика – 1, история – 1 ученик.
Испытывают доверие к педагогу. Могут обратиться к педагогу за помощью.Могут поделиться своими радостями.
СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ Показатели СОУ:1 уровень – до 4%: это “различение” (распознавание) или уровень знакомства (низшая степень обученности)2 уровень – до 16%: это “запоминание” (учащийся может пересказать содержание текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, ответить на вопросы репродуктивного плана)3 уровень – до 30%: это “понимание” (учащийся может воспроизвести формулировку закона, сможет объяснить его и привести примеры)4 уровень – до 64%: это простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности).5 уровень – до 100% ; Это перенос и применение знаний в незнакомой ситуации.
СОУ по итогам первой четверти
СОУ по русскому языку в 1-ой четверти 2009-2010 уч годаСочинение – 25.09.09 – 39% - ЗУНСловарный диктант – 18.09.09 – 0,59% - ЗУНДиктант – 02.10.09 – 40 % - “запоминание” Сочинение – 19.10.09 – 57% - ЗУНКонтрольная работа – 29.10.09 – 33% - «запоминание»Контрольная работа – 11.11.09 – 44% - ЗУН СОУ по математике в 1-ой четвертиКонтрольная работа – 30.09.09 – 59% - ЗУНКонтрольная работа – 14.11.09 – 52% - ЗУНКонтрольная работа – 27.11.09 – 71% - «Перенос»
Для того, чтобы поддержать учащегося, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенкаИзбегать подчеркивания промахов ребенкаВнести юмор во взаимоотношения с ребенкомПроводить больше времени с ребенкомПринимать индивидуальность ребенкаПозволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможноИзбегать дисциплинарных поощрений и наказаний
Помните, что каждый ребенок несет в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать ее для взаимного духовного роста!
Удачи вам, сельские и городскиеУважаемые учителя!Добрые, злые и никакиеКапитаны на мостике корабля.Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам,Когда вы входите в школьные классы. Одни - как в клетку, другие - как в храм. Р.Рождественский