Знакомство детей с родным краем. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 “ Тополёк” , старшая группа, воспитатель Анисимова Л.М. первая квалификационная категория
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку приобщение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Исходя из этого данная тема включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;— формирование бережного отношения к природе и всему живому;— воспитание уважения к труду;— развитие интереса к народным традициям и промыслам;— формирование элементарных знаний о правах человека;— расширение представлений о городах России;— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цели и задачи Главная цель — краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество. Эта цель предполагает решение следующих задач: воспитать у детей любовь к Родине, к родному краю, научить видеть историю вокруг себя; научить чувствовать красоту и неповторимость уральской природы; воспитать у детей любовь к чтению, обучить умению анализировать прочитанное, и развить их речевую культуру; развить творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.
Формы работы Мероприятия представляют собой наглядные познавательные беседы. Мы постоянно помним о том, что знания лучше всего усваиваются в ходе игр и поэтому большинство разработанных и подготовленных мероприятий проходят в виде игровых программ. В ходе бесед демонстрируются слайды, фотографии, экспонаты из природного материала. В основе каждого занятия лежит маленькое открытие, дети принимают самое активное участие в мероприятии. Через эмоциональный рассказ, личный опыт детей происходит знакомство с природой родного края.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
ПРИРОДА УРАЛА 1. каменный пояс. Красота родного края. Легенды и предания о возникновении Уральских гор. П. П. Бажов, Е. Пермяк. Самоцветы: драгоценные и поделочные камни, прославившие Урал. Естественная красота камней. Охрана каменных памятников природы. Практическое занятие. Творческое задание.
гномики над прудом...
осьминожек!
2. Голубое ожерелье Урала. Красота и особенности озер и рек Урала. Легенды и предания.
3. Лесная полянка. Растительность города и его окрестностей. Какие растения растут в лесу, в городе. Красота города в его зеленом убранстве. Красивоцветущие и редкие растения, нуждающиеся в охране. Просмотр слайдов, и обязательный показ природных образцов..
4. Кто в лесу живет. Животный мир уральских лесов. Каких животных можно встретить на прогулке в черте города, на берегу реки, лесу? Бережное отношение ко всем животным.
5. Пернатые музыканты. Птицы лесов Среднего Урала. Лесные певцы. Какую помощь птицы оказывают лесу. Какие птицы остаются с нами зимовать. Какую помощь мы можем оказать птицам зимой. Конструкции кормушек. Практическое задание.
«История родного края»
Город на уральском перевале. История возникновения города. Заочная экскурсия по улицам города (показ слайдов и фотографий с помощью компьютера). Памятные места. Люди, прославившие свой город, мастера, ученые, артисты. Какие предприятия есть на территории города, кто на них работает. Городской краеведческий музей..
2. История г. Южноуральска. История возникновения города. Достопримечательности и исторические места.. Знаменитые жители города.
3. Народные промыслы Урала
Самоцветные камни Урала. Наиболее знаменитые месторождения и камнерезное искусство Урала. Тагильская роспись по металлу. Каслинское художественное литье.
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем. (старшая группа) Октябрь: Тема "Моя семья"Содержание занятия по развитию речи: Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня«. Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения". Связь с другими видами деятельности: Рисование на тему "Моя семья". Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Ноябрь:Тема "Мой район и город, в котором я живу" Содержание занятия по развитию речи:Экскурсия по городу (по фотографиям и иллюстрациям).Игра "Магазин сувениров" (продажа сувениров.) Прослушивание песен о родном городе (в записи).Связь с другими видами деятельности: Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.Изготовление альбома "Природа моего края".Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь: Тема "Наша Родина – Россия" Содержание занятия по развитию речи:Рассматривание репродукций с картин о родной природе.Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"Объяснение значения пословиц о Родине.Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).Связь с другими видами деятельности:Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.Рисование на тему "Моя Родина".Пение русских народных песен, частушек, калядок.Рождественское развлечение.Народные игры.
Январь: Тема "Москва – главный город нашей Родины" Содержание занятия по развитию речи:Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке"."Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям)."Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям)."Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве).Связь с другими видами деятельности:Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями).Конструирование Московского Кремля.Чтение стихов о Москве.Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Февраль: Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества. Содержание занятия по развитию речи:Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".Пение песен об армии.Связь с другими видами деятельности:Изготовление подарков для пап и дедушек.Спортивное развлечение "Вместе с папой".Рассказы пап о службе в армии.
Март: Тема "Очень я люблю маму милую мою" Содержание занятия по развитию речи:Беседа о мамах.Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".Пение песен о маме, чтение стихов.Связь с другими видами деятельности:Рисование портрета "Моя мама".Изготовление подарка маме.Семейные посиделки "Вместе с мамой".
Апрель:Тема” Урал-батюшка”(путешествие по фотографиям и иллюстрациям) Содержание занятия по развитию речи:Рассказ воспитателя об истории Уральских гор (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое). Слушание песен об Урале.Связь с другими видами деятельности:Изготовление панно из природного материала "Герб г. Южноуральска.”Рисование на тему :”Урал-наш любимый край.”
Май:Тема "Этот День Победы" Содержание занятия по развитию речи:Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.Слушание и пение фронтовых песен.Игры (соревновательного характера)Связь с другими видами деятельности:Экскурсия к Вечному огню.Изготовление праздничных открыток.Высаживание цветов на аллею детского сада.Оформление стенда.
Работа с родителями Родительское собрание"Гражданин воспитывается с детства"Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.Консультация для родителей"Воспитание у детей любви к родной природе"