Цели образования XXI века научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: Технологий; Содержания образования; Стиля жизни ОУ; Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный : 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
Иерархия компетенций: Иерархия компетенций: ключевые компетенции - относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования; общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции - частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
ФГОС Классификация компетенций
Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода: Ученик Родители Государственные структуры Субъекты педагогического процесса в системе образования Воспитатель Психолог Учитель.
«Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем». «Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем».
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Правила
Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных задач ; Определение оптимального содержания урока ; Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний ; Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля ; Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения ; Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности; Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональный ; Темы и ритм урока должен быть оптимальным; Полный контакт учителя и учащихся.; Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; Смена видов деятельности ; Обеспечение активного учения каждого ученика.
Формируются компетентности, если: Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация УП на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.