Доклад как жанр устной научной речи – Привет! Чем занимаешься?– Да вот, науку вбок двигаю.– ??!!– Ну, понимаешь, вперед – мозгов не хватает, назад – начальство не разрешает. Вот вбок и двигаю. Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ
План Требования к докладу.Подготовка доклада.Выступление с докладом. Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ
Формально-содержательные требования к докладу Как сделать плохой доклад?Долго обещать всем и не прийти на свой доклад.Прийти только на свой доклад и уйти сразу после него.Если имеется готовый доклад, но он не связан с тематикой конференции, а выступить нужно, то придумать вводную фразу, увязывающую доклад с названием конференции, а остальное прочитать без изменений.Не готовить доклад заранее, а попытаться «начать думать» прямо на трибуне.(Викентьев И.Л. Как сделать плохой доклад // Сайт консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС») Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ
Формально-содержательные требования к докладу Оригинальные работы, имеющие научное и прикладное значение, соответствующие направлениям конференции.Время для выступления – до 10 минут (4-5 страниц формата А4 14 pt через 1,5 интервала).
Формально-содержательные требования к докладу Ошибки в содержании«Прилюдная жалоба».«Болезнь зловредного определительства»/ «Моя новая наука».«Это так важно, что я перескажу».«Ну дайте мне немножко заработать».«О своем, о девичьем».«Замахус грандиозус».(www.triz-chance.ru)
Этапы работы с публичной речью любого жанра: формирование представления о слушателях;выбор темы;обдумывание плана;композиционно-логическое оформление речи;редактирование текста;выступление.
Подготовка доклада: представление о слушателях Специалисты.Коллеги.Представители определенных научных школ/направлений.
Подготовка доклада: выбор темы Соответствие проблематике конференции.Решение одной конкретной научной проблемы (дискуссионность).Связь с определенной теорией.Наличие практических результатов.
Подготовка доклада: выбор темы Типичные приемы номинацииНазывное предложение из нескольких существительных и прилагательныхТехнологии и инструменты социально-экономической политики устойчивого регионального развитияНазывное предложение с уточнениемИнвестиционный процесс в регионе: информационно-коммуникационный аспектНазывное предложение с приложениемРейдерство как неформальный институт передела собственностиСоциальная инженерия как профессия
Подготовка доклада: структура (план) Формулировка научной проблемы.Обоснование теоретической базы (определение понятий / выбор методов / доказательство идей).Конкретные результаты (техническая часть, примеры, ход эксперимента). Вывод.
Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пропишите в тексте доклада имена и отчества исследователей.Не используйте в тексте сокращения.В трудных местах расставьте ударения.Числительные желательно записать прописью.
Подготовка доклада: подготовка текста доклада Пронумеруйте страницы доклада.Укажите места смены слайдов.Прочитайте доклад вслух, проверьте текст на благозвучие.Распечатайте текст доклада крупным шрифтом на чистовых листах.
Подготовка доклада: редактирование Длинные сложные предложения разделите на более простые.В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает.В этих условиях неуклонно растет число новых проблем и новых задач. Образовательные учреждения активно работают над решением этих задач.
Подготовка доклада: редактирование Замените причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями.Пар, образующийся в зоне испарения, поднимается в центральной части в область конденсации. Пар, который образуется в зоне испарения, в центральной части поднимается в область конденсации.Меняя угловую скорость, можно плавно регулировать направление подъемной силы. Если менять угловую скорость, то можно плавно регулировать направление подъемной силы.
Подготовка доклада: редактирование Пассивные конструкции замените активными.Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе имеющегося опыта, что усложняет управленческую деятельность. Многие задачи принципиально новые, их невозможно решить на основе прежнего опыта. И это затрудняет управленческую деятельность.
Подготовка доклада: редактирование Не злоупотребляйте отглагольными существительными.Реализация поставленной цели связана с осуществлением самоанализа системы и проведением первичной обработки результатов.Для того чтобы реализовать поставленную цель, нужно осуществить самоанализ системы и провести первичную обработку результатов.
Подготовка доклада: редактирование Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не зная своего местонахождения, а диспетчеры разных РЦ вели его к аэропорту назначения, не видя его на локаторах, не направляя его, когда он сбился с курса и в итоге был потерян. Самолет ТУ-154 временно потерял ориентировку, не знал своего местонахождения. А диспетчеры разных радиоцентров вели самолет к аэропорту назначения, они не видели его на локаторах, не знали точного местонахождения, не направляли его, когда он сбился с курса, и в конце концов вообще потеряли.
Письменный -> устный Анализ теории и практики управления образовательными организациями показывает, что в современных условиях руководители из всех типов организационных ресурсов наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы.В результате анализа теории и практики управления образовательными организациями мы выяснили, что в современных условиях руководители наибольшее влияние могут оказывать на человеческие ресурсы.
Письменный -> устный Это означает, что совершенствование работы ОУ может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования и предполагает целенаправленную деятельность управленцев в этом направлении, в том числе по мотивации трудового поведения педагогического персонала.Это означает, что работу образовательных учреждений можно совершенствовать в первую очередь за счет лучшего использования человеческих ресурсов, и предполагает целенаправленную деятельность руководителей в данном направлении.
Письменный -> устный Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопросов мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению, руководители очень часто используют приемы влияния на поведение педагогов, приводящие к демотивации профессиональной деятельности.Однако, несмотря на то, что вопросов мотивации труда хорошо разработаны в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению, руководители очень часто используют такие приемы влияния на поведение педагогов, которые приводят к демотивации профессиональной деятельности.
Письменный -> устный На наш взгляд, одна из причин такого положения в несоответствии представлений управленцев о факторах, влияющих на трудовое поведение педагогов, реальной ситуации.На наш взгляд, одной из причин такого положения является то, что представления управленцев о факторах, влияющих на трудовое поведение педагогов, не соответствуют реальной ситуации.
Письменный -> устный В связи с этим для руководителей ОУ особенно значимым становится умение переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о мотивации трудового поведения учителей.Поэтому руководителям образовательных учреждений особенно необходимо уметь переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о мотивации трудового поведения учителей.
Письменный -> устный Поэтому можно выделить противоречия между потребностью руководителей иметь адекватные реальности представления о мотивации трудового поведения педагогов и их стереотипными представлениями об этом процессе, высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации трудового поведения и необходимостью разработки педагогических условий, позволяющих преодолеть стереотипные представления руководителей и поддержать управленческую деятельность при осуществлении мотивации.В сложившейся ситуации можно выделить два противоречия. Во-первых, противоречие между тем, что руководители хотят иметь адекватные реальности представления о мотивации трудового поведения педагогов и в то же время имеют стереотипные представления об этом процессе. Во-вторых, противоречие между высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации трудового поведения и необходимостью разработки педагогических условий, которые позволяют преодолеть стереотипные представления руководителей и поддержать их управленческую деятельность.
Выступление с докладом: начало Сделайте дыхательное упражнение.Забудьте, что вам выступать.Улыбнитесь. Окиньте аудиторию взглядом.Не повторяйте название своего доклада и не представляйтесь, если вас объявили.
Выступление с докладом: начало «Уважаемые коллеги, позвольте предоставить вашему вниманию…»«Сегодня мы услышали много интересных докладов о… Мой доклад посвящен…»«Наша конференция/секция посвящена проблемам… Я бы хотел(а) более подробно остановиться на…»
Выступление с докладом: настрой Заинтересуйтесь своей работой, полюбите ее.Не извиняйтесь, не сдавайтесь.Не злоупотребляйте шутками, не берите менторский тон.Поддерживайте нейтральную рабочую атмосферу.
Выступление с докладом: как выступать? Читайте по памяти («непосредственное продуцирование текста доклада с эпизодичной визуальной опорой на содержание первоисточника»).Поддерживайте визуальный контакт.Следите за жестами.Соблюдайте скоростной режим.
Рекомендуемая литература Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. Гордеева О.И., Пономарева Е.Н. Научный стиль русского языка: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / под ред. И.Г. Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2004.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 1996. Сопер П. Основы искусства речи (любое издание).
Спасибо за внимание!