Классицизм Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека.
Никола Пуссен. Похищение сабинянок. 1637. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
"Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-1642, Художественный музей, Лилль).
Антонио Канова Амур и Психея(1787—1793, Париж, Лувр)
Г.Р.Державин. Боровиковский Владимир Лукич
Бугаевский-Благодарный И. В. Портрет художника В.Л. Боровиковского. 1824. Художник жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий.Искусство Боровиковского соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени. Живописец отдал дань различным стилистическим течениям. До сих пор Боровиковский остается в русской живописи непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем, художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма (ампира).
сентиментализм Как правило, художник выбирал декоративную форму овала, изображал фигуры в рост, обязательно было присутствие пейзажа (сельская природа или парковый ансамбль). Мечтательно-лукавые юные существа изображались на фоне расцветающих розовых кустов, ярких заливных лугов. Неизменными их спутниками были любимые собачки, овечки, козочки.
Творчество художника было во многом родственно произведениям Николая Карамзина и писателям его круга. Петербургская публика зачитывалась «Письмами русского путешественника», а карамзинская «Бедная Лиза» стала своего рода бестселлером. Популярны были (особенно в дамском обществе) чувствительные стихи И.И.Дмитриева, лирика В.В.Капниста. Во всех этих произведениях ярко отразились черты русского сентиментализма.
В образе Христиньи, кормилицы дочери Львовых, Боровиковский передал скромность, застенчивость крестьянской женщины, тихой, приветливой и ласковой. Образный строй его произведений отмечен той «нежной чувствительностью», которая исходила из всей эмоциональной настроенности русского общества.Особое значение в крепостнической России имели произведения, выражавшие сочувствие к простым людям.
Это — первый пример камерного толкования образа государыни, которая предстает перед зрителем нетрадиционно. В.Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Рядом с ней — любимая собачка, английская левретка. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники. Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке Н.А.Львова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет, по-видимому, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством. Тем не менее, отвергнутый Екатериной II, именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря А.С.Пушкину. Выросший в Царском селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах «матушки Екатерины», поэт почти «процитировал» портрет в «Капитанской дочке». Образ царицы, земной, доступной, способной к сочувствию и потому милостивой, более импонировал людям александровского времени, и именно таким создал его Пушкин.
«Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ).
Романтизм - новое направление в искусстве Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный.
Ампир
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА Свобода, ведущая народ1830 г., холст, масло, 260 х 325 см. Лувр, Париж Живопись, скульптура и литература романтизма наполнена героями, но героями несчастными: отныне искусство отражает как человеческую силу, так и слабость. Художники-реалисты, напротив, считали, что для искусства существует одна тема - общество и его нравы.
Последний день Помпеи 1833 г. Брюллов Карл Павлович. 1799-1852 г.г.Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.
Живопись в эпоху романтизма К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному, интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики."Портрет жены художника Анны Бурназян" 1882
Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky), 1817–1900, русский художник. "Всемирный потоп"1864
Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Девятый вал1850"Ледяные горы"1870
Василий Григорьевич Перов – яркий представитель русского критического реализма в изобразительном искусстве 19 века. В «Охотниках на привале» (1871) художнику на примере контраста увлеченного разговора героев и безжизненной степи вокруг удалось изобразить иллюзорность мира простых крестьян, тщетность их надежд.
"Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик Федотов Павел Андреевич стал основоположником городского жанра. Картина является своеобразной пародией на героические сцены в античном духе: чиновник, указывающий на полученный орден, стоит в позе римского оратора, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Окружающие героев вещи написаны с миниатюрной виртуозностью, они не только комментарий к изображенному событию, но и самостоятельные персонажи, подобные драгоценностям.