НАЧАЛОРУССКОГОПОРТРЕТА
ПАРСУНА (искажение слова «персона») - условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.
НИКИТИН Иван Никитич (около 1690-1742)- русский живописец, один из основоположников русской светской живописи. В портретах добивался передачи характерных индивидуальных черт модели и материальности изображенных предметов («Царевна Анна Петровна», не позднее 1716; «Напольный гетман», 1720-е годы; «Петр I на смертном ложе», 1725).
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762).
ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич (1699-1761) -русский живописец. В портретах Вишнякова унаследованные от русской парсуны условность поз и плоскостность сочетаются с живой характеристикой модели и утонченным колоритом в духе рококо («Ф. Н. Голицын», 1760).
МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (1701-39) - русский живописец. Один из основоположников русской светской живописи. Портреты Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (т. н. «Автопортрет с женой», 1729).
АРГУНОВЫ - семейство художников и архитекторов, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров в наиболее показательной и разнообразной форме.Все они были крепостными графов Шереметевых. Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716—1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А. М. Матвеева. Круг его работ до сих пор достаточно четко не определен.Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. Грота, долго работавшего в России. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Занимал видное положение при графе П. Б. Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве.
Иван Петрович Аргунов вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо). Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И. И. Лобанов-Ростовский» и «Е. А. Лобанова-Ростовская», 1750-1754 гг.; «П. Б. Шереметев» и «А. П. Шереметева», 1760-е гг.; посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.
РОКОТОВ Федор Степанович [1735(?) — 1808] - русский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека.Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения.Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился «вольнорожденным». Учился в петербургской Академии художеств с 1760. Жил в Петербурге, с 1765 — в Москве, где имел частную школу.
ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822), русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II», 1783).
БОРОВИКОВСКИЙ (БОРОВИК) Владимир Лукич [24 июля (4 августа) 1757, Миргород — 6 (18) апреля 1825, Санкт-Петербург], русский художник. По происхождению украинец. Один из лучших портретистов славянского века Просвещения. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). С 1800-х испытал влияние классицизма («А. Б. Куракин», 1801-02).
ПортретП.М.БестужевойПортретМ.И.ЛопухинойПортрет вице-канцлера князя А.Б.КуракинаПортретГ.И.Державина