Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни.Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.
В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.
Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма.В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько её отражение в чувствах повествователя и персонажей.
«Новый слог» в произведениях сентиментализма. Русские сентименталисты выступили против устаревшей стилистической теории и практики классицизма, провозгласили тезис «писать как говорят и говорить как пишут».Освободили от архаизмов и обновили лексику литературного языка.
Особенности языка произведения сентиментализма. Эпизод из повести «Бедная Лиза»…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая травадля овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок дляшляпы твоей". Какие слова и выражения делают речь героини столь поэтичной?
Специально отобраны прекрасные предметыи слова, несущие определённуюстилистическую иэмоциональную окраску, -они передают нежное трогательное чувство Лизы…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая травадля овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок дляшляпы твоей". любезный пастушок,с улыбкою,зелёная трава,алеют цветы
Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте. Своё стадоТвоих овецТвоей шляпыСравните Стадо своёОвец твоих Шляпы твоейКарамзин открыл в языке возможностиизображения чувства, тонких движений человеческой души, средства поэтизации любовного переживания.
Что является предметом изображения в сентиментализме? Не служение государству, а человеческие чувства, личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов. В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».
Об условности «нового слога» Допустив в литературу простых людей, сентименталисты изображали их совершенно условно, нисколько не заботясь о каком-либо соответствии применяемых способов языкового выражения реальному облику этих людей и реальным условиям их жизни.Эта условность изображения персонажей и окружающей их обстановки , природы вела к условности, искусственности «нового слога».
Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ейпредставлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берегМосквы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие каплина зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птичкивспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.
На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.Соответственно подбирались «приятные», «красивые» слова.Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.Текст насыщался сравнениями, метафорами.Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью.
Словарь Перифраз, перефраз, перифраза (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»).
В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными над водой ивами, освещённые лунным светом рощи, картины гармонии человека с природой.
Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для того, что она его знала наперед, побежала на погреб - принесла чистуюкринку, покрытую чистым деревянным кружком, - схватила стакан, вымыла,вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю.Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.Как изображается быт в произведениисентиментализма?Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного.
Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на противоречия внутренней жизни.А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня.Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.
Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев заслуживает восхищения автора? И почему?Прекрасна искренняя, чистая Лиза, умеющая самоотверженно любить.Прекрасна её мать, которая хранит память об умершем муже и любит свою дочь.И даже Эраст достоин прощения, потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив, не мог утешиться и почитал себя убийцею.Поэтому Карамзин высказывает надежду на примирение героев в ином мире.
Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не парадный, а интимный портрет.Всмотритесь в портрет М.И.Лопухиной, созданный художником В.Л.Боровиковским.
Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне которой она изображена.Эти чувства переданы и в колорите картины – в её голубоватых размытых тонах.
Об этом портрете писал Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех глаз,И той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье, тень любви и мысли, след печали, Но красоту её Боровиковский спас.
Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод о различии словесного выражения в произведениях сентиментализма и реализма.Много цветов в поле, в рощах ина лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много былокрасавиц в Москве белокаменной, ибо царство Русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться сНатальею - Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще небудет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. А на пятнадцатом году она стала совсем как девушка, и народ дивился ее миловидности: золотисто-белый цвет ее продолговатого лица чуть играл топким румянцем; брови у нее были густые, светло-русые, глаза синие; легкая, ладная, - разве что не в меру высокая, тонкая и долгорукая, - тихо и хорошо поднимала она длинные свои ресницы.
Обобщим сказанное Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.Учебник словесности под редакцией А.И.Горшкова.