Изображение жизни и слово в искусстве романтизма М.Ю. Лермонтов, «Демон», «Мцыри».В.А.Жуковский, стихотворения.Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
Своеобразие произведений романтизма. Поэтическое слово у романтиков служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.Романтики изображают необыкновенных героев, людей с сильными страстями, готовых на всё ради достижения своей цели.
С романтизмом связано творчество Жуковского, Батюшкова, поэтов-декабристов, Пушкина, ЛермонтоваЛермонтовПушкин БатюшковОдоевский Жуковский
Герои действуют в необычной обстановке – в горах Кавказа, степях Молдавии, в замке, в монастыре.Герои находятся в конфликте с обществом, томятся в неволе душных городов.
Любовь романтического героя грандиозна, страдания не могут сравниться с бедами толпы людской.Люблю тебя не здешней страстью,Как полюбить не можешь ты:Всем упоением, всей властьюБессмертной мысли и мечты…«Демон», М.Ю.Лермонтов
Человек в романтических произведениях предстаёт одержимым одной страстью. О Мцыри мы знаем немного – только то, что имеет отношение к его мечте. (Какой?)Всё, что его окружает, несёт на себе печать его личности. Одни предметы усиливают, повторяют черты героя – так природа в начале его пути испытывает те же чувства, что и Мцыри, и он говорит о дружбе краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой.Другие предметы оттеняют черты героя по принципу контраста – это монастырь-тюрьма, где томится герой, это природа в конце его пути.
Вспомните, какие черты отличают героев романтических произведений. Герой романтиков – сильная личность, не похожая на обычных людей толпы.Это человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.Нередко героем оказывается индивидуалист, мечтающий о власти, жестокий мститель, нарушающий нормы человеческого поведения.
Страсть, по мнению романтиков, достойна оправдания. Демон Лермонтова презирает весь род людской и считает себя вправе убить жениха Тамары и подчинить её своей власти, потому что он её любит.И эта любовь предстаёт как прекрасное и высокое чувство.
Идеал романтиков противостоит действительности. Обыкновенная жизнь – мир неволи, мелочности, пошлости. Прекрасное вне этого мира.Ах! Не с нами обитаетГений чистой красоты;Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты;Он поспешен, как мечтанье,Как воздушный утра сон;Но в святом воспоминаньеНеразлучен с сердцем он.В.А. Жуковский, ст. «Лалла Рук»
Идеал, по мнению романтиков, даётся свыше и живёт в сердце художника.Поэтому в романтизме существует культ творца, поэта, художника, живущего своими мечтами, противостоящего толпе.
Романтики-живописцы также стремятся нарисовать человека яркого, возвысить его. Таков портрет Пушкина, созданный художником О.А.Кипренским. Художнику удалось запечатлеть само вдохновение, высокий строй чувств поэта.Столь же одухотворённым предстаёт Кипренский на автопортрете: это человек, живущий напряжённой внутренней жизнью, эмоционально воспринимающий всё происходящеевокруг него.
Поэтические открытия В.А.Жуковского Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.Прочитайте отрывок из стихотворенияВ.А.Жуковского«Невыразимое» .
Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.Что говорит Жуковский о возможностяхпоэтического слова?Поэт-романтик Жуковский говорит о том, что слово легко может передать яркие внешние признаки предметов, но ему неподвластно то, что слито с сей блестящей красотою, таинственные движения души.
Как В.А.Жуковскому удалось выразить в своих стихотворениях неуловимые движения души, того, что скрыто за поверхностным? Жуковский находил для выражения всех нюансов внутренней жизни человека особые языковые средства.Отбор не предметных, а отвлечённых существительных (душа, глас, привет, воспоминанье, стремленье, святыня), создающих эмоциональный колорит – особое высокое чувство.
Употребление антонимов, объединённых общим эпитетом, поэтому являющихся также и синонимами.Языковые особенностистихотворения ЖуковскогоПрилагательные и причастия употреблены в роли существительныхВсё это обозначает зыбкие, неопределимые, трудноуловимые душевные движения.О милом радостном и скорбномОбворожающего глас,миновавшего привет,к далёкому стремленье
Особенности поэзии Жуковского Это поэзия эмоциональная, суггестивная, её задача – внушить читателю настроение.Изображение субъективно: слово не столько изображает объективный предмет, сколько выражает таинственную жизнь души, неопределённые и зыбкие ощущения, вызванные предметом.Здесь музыка слов и ритма говорит больше, чем лексическое значение слов.Это стиль, использующий многозначность слова.
Словарь Суггестивная поэзия (от. лат. suggestio – внушение) – поэзия, основанная не столько на предметно-логических значениях слов, сколько на дополнительных смыслах, ассоциациях, возникающих из звучания слов, ритма, интонации, особенностей синтаксиса.
Обобщим сказанное Сентименталисты и романтики нашли языковые средства для изображения внутреннего мира человека.В лирике Жуковского ослаблено предметное значение слов и на первый план выдвинуто эмоциональное, то, что открывается именно в этом словосочетании.Слово, благодаря своей многозначности, не столько изображает предмет, сколько выражает таинственные движения души, вызванные этим предметом.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой