Фольклор.Обрядовый фольклор.
Что такое фольклор? - это устное народное творчество.Признаки фольклораэто устное творчество народа (сказки, былины рассказывались, пелись сказителями);нет автора, автор народ;
Какие жанры фольклора вы уже знаете?сказки;заклички;колыбельные песни;страшилки;считалки;скороговорки.
Обрядовый фольклор.Календарно – обрядовые песни.В древние времена русский человек жил по особому времени. Сегодня мы привыкли отмечать каждый Новый год и смотреть в будущее. Но раньше время измерялось не так. Жизнь человека шла по кругу и была тесно связана с народным сельскохозяйственным календарём: круг жизни начинался весной, затем шла осень, зима завершала год. Затем новый круг и так далее. Каждое новое время года сопровождалось обрядами.
Обряд – действия, сопровождающие важные моменты жизни человека.Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов. Считалось, что если не будут выполнены обрядовые действия и исполнены песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Песни весны.Благовещение (25 марта) происходило «заклинание» весны – девушки, как бы изображая весёлый птичий гомон, пели в разных концах села песни. Нередко они держали в руках ветви деревьев с насаженными на них сделанными из тряпок изображениями птиц.
Веснянки – песни весны, их кликали, выкликали. Полно, беленький снежочек,На талой земле лежать!Время, беленький снежочек,Время таять-пропадать,Во долинушку стекатьИ сыру землю питать!
Жаворонки, прилетите,Студёну зиму унесите,Теплу весну принесите:Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела,И соломку подбрала,И мякинку подняла.Уж вы, кулички - жаворонки,Солетайтеся, сокликайтеся.
Песни «русальной недели» (перед Троицей).В песнях «русальной недели» упоминаются русалки. В сознании крестьян они являются или душами умерших предков, или душами некрещёных младенцев. Их приходится боятся: они могут напасть на путника.
Песни Троицы (Весенние Святки).Троицын день – праздник расцветшего дерева.Берёзовую ветвь украшали лентой и ходили с ней по деревне. В роще перед берёзкой девушки давали друг другу клятвы.
Троицын день.Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
Иван Купала (7 июля) С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги. Праздник начинается около четырёх часов дня. В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя:
«Ой на святого Купалу Ой на святого Купалу Там ласточка купалась На бережочке сушилась Красна девица журилась Было лето, иль не было Мати гулять не пускала Златым ключом замыкала Я ж на святого Купалу До милого побежала...»
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»
В Иванову ночь молодёжь отправляется в лес искать чудесных цветов, чаще всего папоротника. В ту же ночь ищут клады. Большой поэтичностью отличаются купальские песни, в которых рассказывается о происхождении цветка Иван – да – Марья.
Осенние песни.проводив весну, крестьяне приступали к сенокосу и другим тяжёлым работам. Начало жатвы называлось «зажинками», конец «дожинками». Женщины и девушки делали из колосьев ржи веночки и торжественно относили их домой.
Зимние песни.Святки – две недели после новогодних праздников.(6 – 19 января). От Рождества до Крещения.Рождественско – новогодние праздники начинались колядованием. В это время пелись «колядки» - песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая.
Колядки.Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем! Хозяин, отпирай-ка сундучок, вынимай-ка пятачок. Ты нас будешь дарить - Мы тебя будем хвалить. А не будешь дарить – мы тебя будем бранить. Коль не дашь пирога - Ни кола, ни двора. А не дашь мандарина – Уведем сына. А не дашь мёда бочку – Уведём дочку. Не дашь хлеба – Уведем деда. Не дашь варенья – Придем на День рожденья.
Колядки.Уж и ходим мы,Уж и бродим мы По проулочкам,По заулочкам. Припев: Щедрый денёк (вечер) Добрый денек (вечер) Щедрым людям Святой денек. Уж и ищем мы, Уж и ищем мы Иванов двор, Богатый двор. Припев. Уж и будем брать Будем брать-скупать Все калачики, Все горяченькие
Некоторые приметы Святок.15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит.
16 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии. «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».
Масленица – праздновалась на последней неделе перед великим постом.Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Масленица.Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Дни МасленицыДни МасленицыПонедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Дни МасленицыПонедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Дни Масленицы.Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».