Образ русского храма
Храм – не просто здание. И в форме, и в цвете, и в орнаменте, и в сюжете изображений, и даже в сочетании материалов заключен глубокий символический смысл. Храм – образ Космоса. Вся его конструкция, живописное украшение – изображение всего бытия, Вселенной, человека и истории его спасения.
Устройство храма ЗАДАНИЕ.В тетради укажите стороны света: север, юг, запад, восток.Нарисуйте четырехугольник и разделите его на 9 частей. Какая фигура у вас получилась в центре?На восточной части соедините точки полуокружностями.В центральном квадрате отметьте точки пересечения. Впишите в квадрат круг.
Перед вами план однокупольного храма.
Деревянная церковь с гульбищем
Внешний облик храма кресткуполсветовой барабанзакомара - засводная стена, «комара» - это свод порталвсходсень притворапсидааркатурный пояс
Купол (глава) – венец храма, символ неба, Небесной церкви. Световой барабан (шея) – связь между Церковью Земной и Церковью Небесной. Свет, льющийся сквозь окна барабана, - божественный свет, свет учения церкви. Венчал купол крест – символ жизни и память о распятии.
Главный вход в храм размещался на западной стороне. Запад – страна умирающего солнца. Ее отождествляли со смертью, скорбью, жилищем мертвых, адом. Вход, портал, делали обычно перспективным, т. е. состоящим из нескольких уступов. Иногда храм имел крыльцо – всход, укрытое навесом (сенью) на столбах. Здесь же, на западной стороне, устраивался притвор, отделенный от храма глухой стеной с дверью посередине. Здесь находились те, кто готовился принять обряд крещения, или совершившие грех, за который им вход в храм был запрещен.
Успенский собор,ВладимирУспенский соборКремля
Символика трехчастного деления храма
Внутреннее устройство храма АлтарьЦарские вратаЖертвенникДиаконник (ризница)ИконостасСолеяАмвонКлиросыХорыКрипта
Восточная часть храма символизирует свет, страну живых, рай. Это место снаружи легко узнать по цилиндрическим выступам, апсидам. В центральной апсиде устраивался алтарь.
Если храм и притвор – это земля и все, что на ней есть, то алтарь – это небо и то, что превыше небес. Алтарь скрыт стеной иконостаса, перед которым небольшое возвышение, солея. Средняя часть солеи, амвон, выступает в середину храма. Отсюда священник произносит проповедь. Здесь, на аналое, высокой подставке, при богослужении кладут церковные книги для чтения, крест, стоят иконы.
Входят в алтарь через Царские, или Райские врата. В глубине алтаря его главная святыня – престол, за ним семисвечник. Престол имеет форму куба. Это символ «вселенскости». Во время литургии (богослужения) на престоле незримо восседает Бог.
Справа и слева от Царских ворот есть еще двери. На севере – это вход в жертвенник, на юге – в диаконник, или ризницу. В жертвеннике на столе во время литургии готовят священные дары – хлеб и вино для совершения таинства причащения. В ризнице облачались в специальные одежды, ризы, священник и диакон. Отсюда и название .
Внешнее и внутреннее убранство русского храма Внешнее убранство храма обычно скромное, даже суровое. Лишь некоторые украшала прекрасная каменная резьба. Обычным украшением был аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки. Это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду, символ бессмертия.
Купол (глава) Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы - три Лица Св. Троицы. Пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов. Девять глав - девять чинов ангельских. Тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав.
Цвет купола.Золото - символ небесной славы. Золотые купола - у главных храмов и у посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице. Троицкие храмы имели зеленые купола, зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
Купол может быть разной формы. Самая распространенная форма – шлемовидная. Это символ воинства, духовной брани, которую Церковь ведет со злом. А также, очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». Менее распространены формы: зонтичный купол и грушевидный.
Внутренняя роспись храма Внутренняя роспись храма соответствовала общей идее: храм – образ Космоса. На западной стене рисовали картину Страшного суда.
Христос – праведный судия
Внизу художник изображал Ад. Здесь в кровавом пламени на чудовищном звере сидит Сатана. В руках у него душа Иуды.
На северной и южной стенах храма изображены важнейшие события Евангельской и Апостольской истории и Вселенские соборы, на которых обсуждались, устанавливались все религиозные символы христианской веры, порядок и устройство церковной жизни. Вселенские соборы называли стенами ограждения.
На четырех столбах, поддерживающих купол, изображения апостолов, епископов, мучеников, подвижников - тех, кто нес слово Божие и своей жизнью, духовными подвигами или мученической смертью утверждал христианскую веру. Они – столпы (столбы) Церкви, ее оплот. Эти представления перенесены на архитектурные столбы здания храма.
Там, где на столбы опускается подкупольный барабан, образуются переходы треугольной формы – паруса. Здесь рисовали четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку, Иоанна. Они олицетворяют силы, объединяющие мир.
В подкупольном пространстве, в простенках между окнами, в потоках божественного света видны изображения двенадцати учеников Иисуса Христа. Иисус Христос, окруженный херувимами, изображен в центре купола. Он – центр Земли, преображенный тварный мир.
Иисус изображен со сложенными перстами (пальцами) правой руки. Это символ силы и власти. Перед верующими Творец и Вседержатель мира, царь и глава новой церкви, Иисус Пантократор.
Звонница. Колокола. В IX столетии колокола появились в Византии, а оттуда пришли на Русь.
Звонница строилась вместе с храмом, но могла стоять и отдельно от него.
ПовторимПолукруглый выступ в восточной стене храма…Декоративно оформленный вход в храм…Священное место в восточной части храма…Возвышение пола в храме перед иконостасом…Помещение для хранения церковной утвари…Стена, скрывающая алтарь от молящихся…Переходы треугольной формы на месте соединения столбов и подкупольного пространства…Цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки…