Портретный очерк Уроки подготовлены Л.А.Опольской, учителем МОУ СОШ №5 города-курорта Анапы
Содержание Урок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.Урок 2. Проба пера.
Урок 1 Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.
Цели урока: дать понятие об очерке как литературном жанре;познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.
Очерк – один из распространённых публицистических жанров. Темой очерка является общественно значимый факт. В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.
Очерк бывает двух видов. Документальный очерквоспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни.Художественный очеркизображает, анализирует нравы определённой среды или характер отдельного человека.
не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.
Одним из видов очерка является портретный очерк. Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.
В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый. Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).
Упражнение №1
Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя? Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.
Для изображения внешности героя используется тип речи – описание. В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части: описание внешности героя;рассказ о его деле, профессии, творчестве;отдельные факты биографии;описание особенностей характера героя, его речи;эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.
Упражнение №2(Р. Упр.388)
Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»? С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.И вот снова любуюсь им, моим Сережей, перепачканным машинным маслом. То же озорство в глазах. Та же кепочка.Специалист — каких еще поискать. И музыкант — что надо! Ребятишки за Сергеем тянутся — отбоя от них нет. Да и сам Сережа, оказывается, не думает отбиваться от детворы. И вообще от школы.А школа окончена им с золотой медалью. Ну, что ж, уже в ранние Сережины лета было видно, как пробуждается в нем сегодняшний Сережа. Он ведь не кривил душой, когда в школьном сочинении «Что такое счастье?» заявил: «Самое большое счастье — это когда некогда отдыхать».
Какова композиция очерка? Какими языковыми средствами достигается его выразительность? В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке.
Что и как рассказывает автор о Сереже-школьнике? Выделите эту часть очерка. Каково строение абзацев 4, 5, 6? Каковы способы соединения абзацев в тексте? (3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.(4) Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре! (5) Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!(6)Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.(7) С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.
Упражнение №3(Р. Упр.389)
Перечитайте написанные вами предложения. Предложения такой конструкции частотны в публицистическом и художественном стилях речи. Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения. Допишите еще 2—3 предложения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее. Он очень ценил в людях порядочность. Он полюбил тишину с детства. К технике его потянуло рано. Многие годы книги заменяли ему друзей.
Итоги урока: познакомились с понятием очерка как литературного жанре;узнали особенности портретного очерка.
Домашние задание § 43 (стр.227 —230), упр.391
Урок 2 Творческая работа. Изложение с элементами сочинения (на основе картины Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» и фрагмента из очерка В.Липатова).
Цели урока: закрепление умения сжато передавать содержание текста;формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».
Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка. Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации. Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
Костёр. Ночное 1917Морозный день 1913Масленичное гулянье 1919
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон). Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского «Борис Годунов»; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх «Фауст» Гуно, «Садко» Римского-Корсакова, «Мефистофель» Бойто, «Дон Кихот» Массне и «Жизнь за царя» Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня «Эй, ухнем» и «Песня о блохе» Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.
Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова. Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка?Каким вы представляете себе этого человека?Какие черты характера особенно поразили вас?Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным?Как, в каких условиях создавался портрет великого певца? Почему полотно названо портрет-картина?
Приёмы сжатия текста. Исключение подробностей, деталей. Обобщение. Сочетание исключения и обобщения. Определите, какие приемы использованы в следующих случаях? Несколько простых предложений заменены сложным.Замена прямой речи косвенной.Исключение ряда однородных членов.Замена сложного предложения простым.Исключение диалога.
Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова. Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдет кувырком... Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» — тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение... Дрогнет все вокруг от «песенной хмели», еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.
Задание Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы…Напишите сочинение по картине. Дайте описание портрета Шаляпина, используя, если потребуется, прочитанный текст. Передайте своё видение картины, свои впечатления от живописи Б.М.Кустодиева.
В презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах: http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htmhttp://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htmhttp://www.staratel.com/pictures/ruspaint/322.htmhttp://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1954http://smallbay.ru/kustodiev.html
Литература Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990