Фрагменты занятийсоциального театра «Волшебный край» Руководитель: Миленьких Елена ВладимировнаДействующие лица и исполнители: учащиеся 5-8 класса, гости ИркутскЯнварь 2010 года
Социальный театр…Что это такое?
МОУ СОШ № 42Социальный театр «Волшебный край»
Социальный театр - это театр, совмещающий элементы сказкотерапии, психодрамы и драмотерапии: 1)Проигрывание выдуманных и реальных ситуаций, многовариантность завершения жизненных и воображаемых ситуаций,2) «проверка действием» множества межличностных взаимоотношений и, как следствие этого, 3)«…процесс воспитания внутреннего «Я» ребенка, развития его души, приобретение им знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы»
Через игру ребёнок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением,искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми,действовать в меняющихся условиях,договариваться, осознавать причинно-следственные связи
Катарсис – это термин «Поэтики» Аристотеля, очищение» духа при помощи состраданияв широком значении – очищение духа при помощи театрального действа
Что такое ? Театральный катарсис – это совместно приобретённый опыт, но не опыт общностиГрупповой катарсис в социальном театре - это опыт сообщества, возникающий благодаря СО-действию, СО-переживанию подлинной судьбе члена группы
Социальные роли – это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, матери, сына, ученика и т.д.Роли стереотипны.
Весь мир – театр.В нём женщины,мужчины – всеактёры.У них свои естьвыходы, уходы,И каждый не однуиграет роль. Вильям Шекспир,комедия «Как вам это понравится»
Множество межличностных взаимодействий
Обязательность ролевой взаимосвязи
Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от первого лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду.Оскар Уайльд
В практической работе это: Театральные разминки, разогревыУпражнения на спонтанность, актёрскую пристройку(используем технику «обмен ролями», предложенную Морено Якобом Леви)Сценарно-режиссёрские разработкиПроигрывание ситуаций, сценок, маленьких пьес
Техника «Обмен ролями»( по Морено)
Техника «Обмен ролями»( по Морено)
Шаг 1 – «Шаг навстречу» (знакомство, упражнения на мышечный разогрев – «Экшн»: «Качели», «Упрямый осёл», «Круг и Я» и др.)Шаг 2 – «Ступеньки к творчеству» (театральные разминки, упражнения на развитие образности: «Чудо-стул», «Ширма превращений», «Фото-шоп» и др.)Шаг 3 – «От жизни – к театру» (беседы, дискуссии, лекции, сценарно-режиссёрские разработки и т.д.Шаг 4 – «Круг жизненных историй» (проигрывание ситуаций, сценок, постановка миниатюр, музыкальных сказок, музыкально-поэтических композиций социальной направленности) Осторожно- Человек!»
Какой интерес представляют сценки для зрителей ? Вызвать игрой актёров эмоции зрителей, их сопереживание и ощущение сопричастности проблеме;Подвести зрителей к готовности выйти на сцену и реализовать на практике личную вовлечённость в действие, дав им право сыграть свой вариант решения конфликта(или проговорить свой вариант решения конфликта);Добиться по возможности инсайта(«озарения» - момента понимания истины) и катарсиса(эмоционального очищения) как базы для приобретения положительного опыта
Умные мысли То, что пережито, проделано и обсуждено на занятиях - лучше всего прочего наполнено смыслом.Г. Лейтц…каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.К. Маркс, Ф. ЭнгельсСамое высшее наслаждение - сделать то, чего, по мнению других, вы не сможете сделать.У. БэджотНе бойся ошибок! Может быть, одна из них приведет тебя, как Колумба, к открытию Америки. Михаил Генин...хотеть не достаточно, надо действовать. В. Гете
Шаг 1- «Шаг навстречу» Встреча КАЖДОГО с КАЖДЫМУпражнение «Импульс»Упражнение «Ходьба»
Шаг 2- «Ступеньки к творчеству» Упражнение «Чудо-стул
Шаг 4- «Круг жизненных историй»
7 секретов успешности Секрет № 1: социального успеха достигает тот, кто целенаправленно приобретает необходимый объём знаний и стремится к достижению поставленной цели.Секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде. Секрет №3: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно.Секрет № 4: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников.
Секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.Секрет № 6: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации.Секрет № 7: научитесь не пасовать перед трудностями. Верьте: мечты сбудутся.
Кто в этом чёрно-белом мире я?В какой из птиц живёт душа моя?Быть может, сломано крыло,Уже летать мне не дано?Возможно, чувствую себя я одинокой?А может, с кем-то я пою вдвоём,Иль наслаждаюсь я свободою широкой,Или забочусь о гнезде своём?Вот чудо: в каждой птице – Я!Как многогранна жизнь моя. Светлана Емельянова