Путешествие в Город мастеров
Жемчужины русских промыслов
Народные промыслы России
Карта «Народные промыслы центральной России»
« Плат Узорный…» Павловский Посад—город в Московской области, известен с XIV века. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производств. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки.В1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.Н. Слащева. Шаль «Концертная». Фрагмент
Но настоящая слава к павловским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором, пришла во второй половине XIX века. Набойный рисунок наносился на ткань как ручным, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.
А ты все та же — лес да поле, Да плат узорный до бровей...
Синие цветы ГжелиГжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону.
Гжельская керамика Роспись часто дополняласьскульптурными изображениямилюдей, животных, птиц. В XIXвеке Гжель прославилась своимфаянсом и фарфором. С этоговремени преобладает росписьсиним кобальтом по белому.
Русская жемчужина,Нас чаруешь ты.Синяя фантазия — море красоты! Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции.Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
Букеты из Жостова Жостовский художественныйпромысел — этодекоративная живопись наметаллических подносах.Возникновение промыслаотносят к началу XIX века,когда в деревне Жостово,Троицкой волости (нынеМытищинский районМосковской области), была открытамастерская по выпускулакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами.
Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.
Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Палехская лаковая живопись Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше.
Палехские сказы В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка—«насечка» золотыми линиями.
Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.
Хохломская роспись Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Е. Мосина. Хохломская посуда
Золотая хохлома Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент.
Секрет «золота» Хохломы — применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100—120°. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия — посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с.Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семе-нов), что в Нижегородской области.