Готический собор
С XIII века городской соборстановится не толькоместом богослужения.На площади перед собором,и в самом соборе происходят диспуты,читаются лекции, разыгрываютсятеатральные представления.Собор теперь должен вмещатьвсе население города.
Основные конструктивныенаходки в готике:Стрельчатая арка;Система нервюр свода;Система опор(контрфорсы и аркбутаны).
Стрельчатая арка,ставшая символом готики,позволяет направить тяжесть сводапреимущественно вниз.
Стрельчатые готические арки
Нервюры – жесткие ребра – позволяют свестивсю тяжесть сводак нескольким опорам.
Система подпорок(контрфорсов и аркбутанов)позволяла укрепитьстолбы-опоры, на которыеопирались нервюры свода.
Контрфорсыиаркбутаны
Внешние опоры окутывают собор каменным узором
А планы соборов напоминают паутину
Такая система опор позволила заменить стены большимиокнами с цветными изображениями из стекла - витражами.
Витражи заменили в готике иконы и фрески
Собор Нотр-Дамна острове Сите в Парижестал эталономдля готических мастеров
Та же схема повторяется в соборах Амьена и Реймса
Мастера стремилисьвписать основныечасти фасадав правильные фигуры(круг и треугольник)Центром этойкомпозициистановилась роза – круглое резное окно
Снаружи роза виделаськак сложное каменное плетение
Изнутри – как источникбожественного светаи какпрекрасный цветок
Проходя сквозь цветныевитражи свет окрашивалсяи мягко отражался от гобеленов,покрывавших стены.
Так создавалосьособое световоепространствоготического собора
На полах готическихсоборовиз мраморавыкладывали лабиринты,как символ запутанногожизненного пути.
Появилась в XIII векеи «малая готика» - небольшие готическиечасовни.Лучшим образцом«малой готики»считаетсясвятая часовня(Сен-Шапель)в Париже.По преданию здесьхранилсятерновый венец Христаи молилиськороль и придворные.
Это своеобразная «шкатулка» для драгоценной реликвии
К XV веку готический соборстановится все болеедекоративным.Такую готику называют«пламенеющей».
Строительствособора в Кёльнебыло начато в 1248 году,а завершено лишьв 1880 году.Это история готикив камне.
В готическом стилестроили не толькособоры,но и монастыри.МонастырьМон Сен-Мишельна юге Франции.
Горожане жилив готических домиках.
И в XIX векеготический замоквоспринималикак сказочный.Замок «сказочного короля» БаварииЛюдвига II - Нойшванштайн.