Планирование в здравоохранении
Организатор = Менеджер Организатор = Менеджер
- это эффективное и рациональное достижение целей посредством - это эффективное и рациональное достижение целей посредством планирования, организации, руководства и контроля ресурсов.
Нормативные документы: ФЗ N115 от 20.07.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» Законопроект «О государственном стратегическом планировании», 2011г. ФЗ № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ФЗ N 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Прогнозирование - это научно обоснованное предвидение тенденций будущего развития и реализации принимаемых решений. Прогнозировать возможно мало- и неуправляемые процессы.
Для чего необходимо прогнозирование и планирование? Предвидеть перспективы Правильно и полно учитывать сложившую ситуацию, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе Предугадывать события и своевременно принимать превентивные меры, чтобы избежать нежелательных последствий
Требования к прогнозированию Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепций (стратегий) социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза и концепций социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.
Основные направления разработок прогнозов в здравоохранении : прогнозы здоровья населения; прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи и специализированных служб; прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др. Прогноз развития системы здравоохранения в целом
Основа прогноза – комплексный анализ демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных и иных факторов.
Условия прогнозирования Для построения математических моделей (например, прогнозирования рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (обычно за 10-12 лет) ретроспективный период наблюдения.
«Планирование переносит будущее «Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет вам что-нибудь сделать с ним сейчас.» Алан Лакейн
Планирование в здравоохранении это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения.
Основа прогнозирования и планирования развития медицинских учреждений : Целевые нормативы потребности населения в лечебно-профилактической помощи Данные о потребности в ресурсах, необходимых для обеспечения населения лечебно-профилактической помощью Данные о реально возможных сроках обеспечения ресурсами
Принципы планирования в здравоохранении Главная цель - реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья Наличие единых методических подходов
Стратегическое планирование Определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 и более лет Стратегическое планирование осуществляется на 2 уровнях управления: федеральном; субъекта РФ
Примеры стратегических планов развития РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537). Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351). Государственная программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года" , утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.2012г.
Перспективное планирование Предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов на 3–5 лет, которые должны быть согласованы с федеральными планами развития отрасли.
Текущее планирование Предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности: системы здравоохранения субъектов РФ муниципальных образований конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования отдельных работников
Методы планирования в здравоохранении В теории управления здравоохранением используются разные методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяются два метода: нормативный и балансовый
Нормативный метод планирования В основе – нормативы. Норматив - это расчетная величина затрат ресурсов (материальных, финансовых, временных и других), применяемая при нормировании труда и планировании производственно-хозяйственной деятельности. Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗ РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.
Классификация нормативов по видам ресурсов: Материальные: расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых помещений; расход продуктов питания на 1 койко-день и др. Финансовые: подушевое финансирование; расход финансовых средств на питание на один койко-день; расход финансовых средств на один койко-день в отделениях различного профиля и др. Временные: норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи; норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.
Финансовый норматив
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Реализует на практике основные принципы, виды и методы перспективного планирования в здравоохранении
Нормативная база Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Содержание Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи : Средние нормативы объема медицинской помощи Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи Средние подушевые нормативы финансирования Порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты
Нормирование объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями
Нормирование объемов скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию
Нормирование объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара
Нормированный объем медицинской помощи в условиях стационара
Нормирование посещения центров здоровья, посещений в связи с диспансеризацией
Федеральные подушевые нормы финансирования без учета расходов федерального бюджета
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой на 2013 год, составляют: Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой на 2013 год, составляют:
Этапы планирования деятельности медицинской организации Сравнительный анализ результатов деятельности медицинской организации за предыдущий отчетный период по источникам поступления финансовых средств и понесенным затратам Оценка влияния структурных подразделений на общие результаты финансово - хозяйственной деятельности медицинской организации. Расчет и анализ основных показателей деятельности. Определение внутренних резервов, причин возникновения недостатков в работе и разработка дальнейшей стратегии развития медицинской организации на основании результатов проведенного анализа.
Первый этап. Сравнительный анализ. Анализ доходов и расходов Прогнозирование потребности в лекарственных средствах ( объемы реализации, остатки, количество нуждающихся пациентов) Прогнозирование потребности в медицинском оборудовании (порядки оказания медицинской помощи (ФЗ-323, статья 37), % износа оборудования, возможности персонала и помещений)
Схема планирования доходов и расходов ЛПУ
Второй этап. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности. количество оказанных медицинских услуг; количество пролеченных пациентов; количество врачебных посещений (для поликлиник); количество койко-дней (для стационаров); структура оказанной медицинской помощи; стоимость койко-дня; тарифы, действующие в системе ОМС и ДМС; понесенные материальные затраты медицинской организации
Затраты медицинской организации Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема медицинской помощи (число оказанных услуг или пролеченных пациентов): затраты на оплату труда администрации, коммунальные платежи, расходы на уборку зданий, вневедомственная охрана, противопожарная сигнализация.
Третий этап. Разработка плана развития. На примере планирования объемов финансирования по ОМС на амбулаторную помощь.
Принцип планирования объемов финансирования по ОМС на амбулаторную помощь Планирование расходов ОМС на амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения основывается на численности населения и нормативе посещений на 1000 жителей. РАСХОДЫ = Численность населения × Норматив посещений × Средняя стоимость посещения
Распределение численности застрахованных лиц по районам Санкт-Петербурга и половозрастным группам (2012 год)
Распределение численности застрахованных лиц по прикреплению к государственным медицинским организациям
Число посещений застрахованных лиц (2012 г.)
Число посещений застрахованных лиц (2012 г.)
Затраты на оплату посещений застрахованных лиц (2012 г.)
Плановые финансовые расходы на оказание амбулаторно-поликлинической помощи населению ∑ расходы = = ∑N (чел.)×Nпосещений×Стоимость посещения (руб.)
Общий принцип формирования сети медицинской помощи
Формула «Шести П» Правильное Предварительное Планирование Препятствует Падению Производительности
Основные сферы жизнедеятельности Финансы и карьера Семейные и личные отношения Здоровье и физическая форма Личное и профессиональное совершенствование Общественная жизнь
Три главные сферы жизни Финансы/ карьера Семейные/ личные отношения Здоровье/ физическая форма Личное/профессиональное совершенствование Общественная жизнь
Метод «быстрых списков» Для каждого из трех выбранных направлений деятельности за 30 секунд запишите три цели, достижение которых может значительно улучшить ваше положение в этой сфере деятельности; цели, которые, как вам кажется, наиболее важны для вашей жизни на данный момент.
Перед вами «моментальный снимок» вашей жизненной ситуации, показывающий что действительно для вас важно в данный момент. Перед вами «моментальный снимок» вашей жизненной ситуации, показывающий что действительно для вас важно в данный момент.