Решение текстовой задачи ─интеллектуальный акт«Наиболее активно и развернуто процесс мышления выступает при решении текстовых задач». А.Р. ЛурияСтруктураинтеллектуального акта1. Ориентировка в условии2. Анализ условия, сопоставление данных с искомым3. Выбор пути (стратегии) решения4. Подбор средств и операций5. Составление плана решения6. Реализация плана7. Контроль ответаЭтапырешения задачи1. Смысловое чтение условия2. Выявление данных и искомого, установление зависимости 3. Построение модели задачи4. Выбор арифметического действия5. Определение последовательности действий6. Выполнение вычислений7. Проверка решения задачи
Трудностипри решении текстовых задач Декодирование логико-грамматических структурВыделение существенногоПерешифровка логики задачи в математические отношенияПланирование деятельностиСоздание общей схемы решенияВыполнение вычисленийКонтроль результатов
Процесс решениятекстовой задачи
Декодированиелогико-грамматических структурСловарь: …камзол, вельможа, эстафета, оркестр, акробат, жонглер, фарфор, кросс, саженцы, подсвечник, жнецы, косцы…Грамматические конструкции в 1 классе:…тот же, что и…Столько же, сколько…Больше на…, меньше на…… из них…
Декодированиелогико-грамматических структурПространственные предлоги В, за, из из-за, Приставки (направление действия):Положил-выложил, прилетели-улетели, …
Выделение существенного
Выделение существенного
Выделение существенного
Перешифровка логики задачив математические отношения
Перешифровка логики задачи в математические отношения Наглядно-деятельностный подходРазделить по 3 цветка.Сколько получится букетов?(по 2, по 6, по 9)Разделить на команды по 4.Сколько получится команд?(по 2, по 3, по 6, по 8)
Выделение существенногоКраткая запись условияполезна для простых задач с обилием данных
Краткая запись Краткая запись не отражает характер зависимости между данными
Моделирование условия задачи Обучение моделированию
Моделирование условия задачи
Задачи на доли
Перешифровка логики задачи в математические отношения Неявное использование уравненийпри решении задач
Задачи на умножение и деление
«Генеральная» схема решения задачи
Определение пути, времени, скорости
Задачи на движение
Задачи на производительность
Задачи на пропорциональную зависимость
РЕШЕНИЕТЕКСТОВЫХЗАДАЧ
Новый стандарт Стратегическим направлением оптимизациисистемы начального общего образованияпризнано формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».Роль математики в формировании универсальных учебных действий: Обучение моделированию условий текстовых задач. Усвоение обобщенного способа решения задач. Установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач. Умение выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.