«Не мыслям учим, а учим мыслить» Э. Кант СОФИЗМЫРаботу выполнила:ученица 10 А класса МОУ СОШ №68Черникова Анна Андреевна Проверила:Потеряйкина Ольга Николаевна
АктуальностьОбнаружить ошибку – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях.Данная работа открывает перед учащимися уникальную возможность проследить как математические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперёд, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей, за допустимостью обобщений.
ЦельОпределение значения софизмов для усвоения математических тем школьного курсаЗадачи
Методы исследованияАнкетированиеДемонстрация презентацийАнализ и контроль полученных результатов
Что такое софизмы?Софизм (в переводе с греческого – « мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») – ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
Софистика – это искусство ведения спораОна вошла в моду в Греции в V веке до нашей эры.В математических вопросах нельзя пренебрегать даже с самыми малыми ошибками. И. НьютонИменно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. Л. ЭйлерПредмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.Б. ПаскальПравильно понятая ошибка-это путь к открытию. И.П.Павлов
Классификация ошибок
Классификация софизмов по темам математического циклаАлгебраические софизмыГеометрические софизмы
Я представляю вашему вниманию классификацию софизмов по разделам математики, которая позволяет на эмоциональном уровне понять и закрепить то или иное математическое правило, что способствует более глубокому пониманию и осмыслению и показывает, что математика – это живая наука.
Алгебра
Геометрия
Процент допустивших ошибки
Процент допустивших ошибкиПроцент выполнивших правильно
Вывод Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, то есть прививает навыки правильного мышления.Что особенно важно, разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Наконец, разбор софизмов увлекателен. Чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ.Ценным является то, что в ходе такой работы обогащается культура мышления ученика, общая культура, развивается интеллект. Оценка деятельности ученика и самооценка сближаются на основе тезиса: не то ценно, что ошибок не совершил, а то, что нашел причину ошибки и устранил ее.
Список литературыБлагодарю за внимание Ахманов А. С. «Логическое учение Аристотеля», Москва - 1960 2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» -2004 3. Брадис В. М., Минковский В. Л., Еленев Л. К. «Ошибки в математических рассуждениях», Москва - 19674. Брутян Г. «Паралогизм, софизм и парадокс. Вопросы философии» - 1959Мадера А. Г., Мадера Д. А. «Математические софизмы», Москва,Просвещение-20036. Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка» Москва, Просвещение - 1988