Самостоятельная работа на уроках математики как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе. Если услышишь - забудешь, увидишь - запомнишь, а сделаешь сам - тогда поймешь.
способности компетенция знания ценностно- смысловые ориентации навыки умения Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Проблема: формирования ключевых компетенций на уроке математики. Решение данной проблемы: использование самостоятельной работы на уроках и внеклассной работе
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
Наиболее важные ключевые компетенции: ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
Формирование навыков самостоятельной работы происходит: 1. В процессе восприятия информации на уроке; 2. В процессе применения изученной информации на уроке, факультативе и кружке; 3. В процессе выполнения домашних, исследовательских и проектных работ;
Виды самостоятельной работы: 1. Работа с книгой (учебником). чтение текста вслух или про себя; воспроизведение содержания прочитанного вслух (развитие устной речи учащихся и владение математическими терминами); обсуждение прочитанного материала проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся индивидуально отвечают на вопросы учителя, а также в форме коллективного обсуждения прочитанного материала. разбиение прочитанного текста на смысловые части, озаглавливание выделенных частей; при работе над теоремой - выделение условия и заключения, составление обратной теоремы. Составление плана прочитанного, составление краткого конспекта (ведение справочника); Поабзацное или частичное изучение текста; учащиеся делятся на группы по количеству абзацев или смысловых частей в тексте. Работа с рисунками, иллюстрациями и моделями; Работа над понятием, термином;
Виды самостоятельной работы: 2. Письменные самостоятельные работы. Выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала. Составление задач и упражнений самими учащимися; Проведение практических работ. Организация работы над ошибками Выполнение тестовых заданий; Выполнение домашних заданий; Выполнение творческих заданий, исследовательских и проектных работ.
Проектная деятельность учеников – это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над проектом работает обычно один человек или небольшая группа (2-3 человека), конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация.
Технология формирования ключевых математических компетенций младших школьников Алевтины Варфоломеевны Тихоненко . По её мнению, ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Она расшифровывает ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; становление системы начального образования невозможно без развития названных ключевых компетенций. в соответствии с Государственными образовательными стандартами начального образования может происходить формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе изучения некоторых математических понятий.
Формирование понятия «длина» учащиеся должны овладеть такими компетенциями, как измерение и вычерчивание отрезка заданной длины; измерение длины ломаной линии, состоящей из трех–четырех звеньев; нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырехугольника); адекватный выбор инструмента для измерения длины, ширины и др.
Школьники, извлекая пользу из опыта и организовывая взаимосвязь своих знаний, смогут самостоятельно выполнить следующие задания: 1. Измерь длину своей ступни, длину ступни брата, матери и т.д. 2. Расскажи, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно это сделать одному? 3. Определи длину руки от локтя до конца среднего пальца. Как называлась эта мера длины в древности? 4. Попытайтесь отыскать информацию о таких единицах измерения длины, как фут и локоть. 5. Определи размер: а) своей шапки; б) шапки соседа по парте. Выбери подходящий инструмент для измерения.
Самостоятельная работа – единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания. Приобретение определённого объёма знаний не есть цель образования. Необходимо, чтобы знания стали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. А для этого нужно применять полученные знания. Для развивающего урока непременным условием является организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создаёт атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности.
Разноуровневые задания а) это могут быть 3-4 варианта с заданиями в соответствии с (темами) группами; б) могут составлять 2 варианта (равнозначных), где упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастной сложности. По цели применения самостоятельных работ могут быть: обучающими; тренировочными; закрепляющими; повторительными; развивающими; творческими; контрольными.
Карточка 1. Первый уровень 1.Вычисли значения выражений 42 + 8 80 – 8 67 – 20 50 – 6 25 + 5 76 - 4 9 + 3 12 – 9 7 + 5 – 4 8 + 5 13 – 5 8 + 8 - 9 2. Сравни: 7 + 4 … 12 16 – 7 … 6 + 3 9 + 8 … 14 12 – 9 … 13 – 5 3. Выполни действия с величинами 40 см – 7 см 36 см + 4 см 24 см + 30 см 73 дм + 20 дм 4. Запиши выражения и вычисли их значения. Сумма чисел 6 и 3. Разность чисел 13 и 5. 12 уменьшить на 9. 7 увеличить на 4. На сколько число 16 больше, чем 7?
Карточка 1. Второй уровень 1. Используя числа 30, 6, 24, 36, 4, 40 2. Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства. 14 – 9 = 14 – 4 – . . . 7 + 8 = 7 + 3 + . . . 12 – 7 = 12 – . . . – 5 9 + 9 = 9 + . . . + . . . 3. Сравни величины. 49 см – 30 см . . . 2 дм 27 см + 3 см . . . 3 дм 8 дм – 5 дм . . . 4 см 9 дм – 8 дм … 10 см 4. Запиши выражения и вычисли их значения. Сумма чисел 8 и 3. Разность чисел 14 и 5. 12 уменьшить на 5. 8 увеличить на 7. На сколько число 40 больше числа 4? 5. Продолжи ряды чисел. 91, 81, 71, …, …, … . 72, 74, 76, …, …, … .
Карточка 1. Третий уровень 1. Вставь пропущенные цифры, чтобы получились верные равенства …8 + 2 = …0 …7 + 3 = 70 …0 – 4 = 46 …0 – 9 = …1 2. Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства 14 – … = 9 … + 7 = 15 … – 7 = 8 … + 4 = 11 3. Выполни действия с величинами 5 дм – 2 см 8 дм 1 см – 1 дм 3 дм 8 см + 2 см 5 дм 7 см – 3 см 4. Запиши три равенства, в которых уменьшаемое 90, а вычитаемые – однозначные числа. 5. Продолжи ряды чисел. 41, 44, 47, …, …, … . 62, 60, 58, …, …, … .
Сухомлинский В.А. « Трудные дети» «Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». Сухомлинский В.А. « Трудные дети»