ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ
Цель изучения:Познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях и сформировать у них умение пользоваться ими.
Правила порядка выполнения действий в выражениях ПРАВИЛО 1. В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание или умножение и деление, действия выполняются в том порядке, в котором они записаны: слева направо.
ПРАВИЛО 2. В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение или деление, а потом сложение и вычитание.
ПРАВИЛО 3. В выражениях со скобками сначала вычисляют значение выражений в скобках. Затем по порядку слева направо выполняются умножение или деление, а потом сложение или вычитание.
Основные признаки выражений, на которые учащиеся будут ориентироваться при вычислении их значений: выражения без скобок и со скобками; выражения, содержащие только сложение и вычитание или умножение и деление; выражения, обладающие признаками: наличие скобок и все четыре арифметических действия.
Для подготовки учащихся к восприятию правил порядка выполнения действий в выражениях как общего способа действий при вычислении их значений нужно прежде всего научить детей анализировать различные числовые выражения с точки зрения тех признаков, на которые сориентировано каждое правило.
Задания Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи?Чем отличаются? Чем похожи все вторые в каждой паре? Чем похожи первые выражения в каждой паре?
Чем отличаются друг от друга выражения в каждом столбце:Чем похожи и чем отличаются выражения в каждой паре:
Анализ и сравнение предложенных пар выражений акцентирует внимание учащихся на действиях, которые даны в каждом выражении, на количестве и на числах, с которыми эти действия выполняются, и подготавливает школьников к пониманию смысла каждого правила.
Задания Формирование умения соотносить данное выражение с определенным правилом, которым следует руководствоваться при вычислении его значения.Выпиши выражения, при нахождении значения которых ты будешь пользоваться:Правилом 1;Правилом 2;Правилом 3.
Догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбце:Расставь порядок выполнения действий и вычисли значения выражений.
По какому признаку можно разбить выражения на три группы:По какому признаку можно разбить выражения на две группы? Вычисли значение каждого выражения.
Верно ли утверждение, что значения выражений в каждом столбце одинаковы:Как составлены в каждом столбце второе и третье выражения?Составь столбцы по такому же правилу, используя выражения:72:8, 36:9, 27:9, 63:7
Какие числа нужно вставить в «окошки», чтобы получить верные равенства:
Расставь порядок выполнения действий на каждой схеме:Выбери числовые выражения, которые соответствуют каждой схеме, и вычисли их значения.
Какие арифметические действия могут выполняться в указанном порядке?
!ОШИБКИ ДЕТЕЙ! При вычислении значений выражений некоторые учащиеся, правильно расставив порядок выполнения действий, допускают ошибки, связанные с выбором чисел, с которыми эти действия нужно произвести. Например, выражении:42-21:3+8Ученик правильно расставляет порядок действий, но далее делает так:21:3=742-21=21 3+8=11
предупреждение ошибки 1.Выражения (карточки с числами и знаками действий) выкладываются на фланелеграфе.После того как дети расставят в выражении порядок действий и выполнят первое действие, полученный результат сразу вставляется в выражение.Аналогично следует поступить после второго действия:
2. Полезно использовать и такой прием:
Задания с различными способами решений, требующие выполнения рассуждений.Вставь пропущенные знаки действий, чтобы равенства были верными:
Какие числа можно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства:
Найди значение выражения: Поставь скобки в данном выражении так, чтобы его значение было равно 96.
Чем похожи выражения? Чем отличаются?Объясни, какими правилами порядка выполнения действий ты будешь пользоваться при вычислении их значений.
Верно ли утверждение, что значения выражений в каждой паре одинаковы?