PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Математика / Математика и литература
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Математика и литература


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Математика и литература


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. В.С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар
Описание слайда:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. В.С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар -Ола» Математика и литератураВыполнила Кузикова Анастасия ученица 9 класса.Руководитель- Верич Г.И. учитель математики

№ слайда 2 «Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когд
Описание слайда:

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...» Корен Мы знаем, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом.

№ слайда 3 Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовмести
Описание слайда:

Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.  Целью работы является доказательство существования связи между литературой и математикой. Задачи:подбор математических задач в литературных произведениях;решение отобранных задач, анализ полученных в ходе решения результатов;оценка проделанной работы и формулировка вывода.В работе использованы следующие методы: поиск, изучение,анализ, обобщение, сравнение.

№ слайда 4 В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических,
Описание слайда:

В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических, статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Как это ни странно, в то время среди писателей существовала своего рода мода на математику: Гоголь в 1827 г. не только выписывал “Ручную математическую энциклопедию” Перевозчикова, но даже изучал ее. А.С.Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению

№ слайда 5 В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из
Описание слайда:

В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа “Опыт философии теории вероятностей”, вышедшей в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе.

№ слайда 6 В рецензии на второй том “Истории русского народа” Н.Полевого А.С.Пушкин писал:
Описание слайда:

В рецензии на второй том “Истории русского народа” Н.Полевого А.С.Пушкин писал: “Ум человеческий по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия провидения.» Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги,верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведёт крещёный мир На каждой станции трактир.

№ слайда 7 Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. На
Описание слайда:

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: “Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».

№ слайда 8 Задача Николая Носова. «Федина задача»На мельницу доставили четыреста пятьдесят
Описание слайда:

Задача Николая Носова. «Федина задача»На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?Решение:1) 450*80=36000(кг) – всего зерна2) 36000:6=6000(раз) – по 6 кг зерна в 450 мешках3) 6000*5=30000(кг) – муки1 тонна = 1000 килограммов4) 30000:3000 = 10(маш.) – для перевозки мукиОтвет: 10 машин потребовалось для перевозки муки. Очевидно, что условие этой задачи способствует получению разумного ответа.

№ слайда 9 Жюль Верн «Таинственный остров». Герои измеряли высоту скалы.Расстояние от колыш
Описание слайда:

Жюль Верн «Таинственный остров». Герои измеряли высоту скалы.Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены. «Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись: 15:500 = 10:х, 500×10 = 5000, 5000:15 = 333,3. Ответ: высота  гранитной стены равнялась   333 футам». 

№ слайда 10 Артур Конан-Дойль «Обряд дома Месгрей» «Я связал вместе два удилища, что дало мн
Описание слайда:

Артур Конан-Дойль «Обряд дома Месгрей» «Я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где рос (когда-то) вяз... Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее. В ней было девять футов. Дальнейшие мои вычисления были совсем уж несложны. Если палка высотой шесть футов отбрасывает тень в девять футов, то дерево (вяз)  высотой (64 фута) отбросит тень в (96 футов), и направление той и другой, разумеется, будет совпадать».    

№ слайда 11 И. А. Крылов «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» Когда в товарищах согласья нет На лад их дело
Описание слайда:

И. А. Крылов «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» Когда в товарищах согласья нет На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам; Да только воз и ныне там.ф  Решение:Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0. Поэтому воз не двинется с места.

№ слайда 12 А. С. Пушкин (1799 – 1837) “Скупой рыцарь” И царь мог с высоты с весельем озират
Описание слайда:

А. С. Пушкин (1799 – 1837) “Скупой рыцарь” И царь мог с высоты с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли…”  Решение:Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть холм выше 4,5м. Глаз наблюдателя, поместившегося на вершине холма, возвышался бы над почвой на 4,5 + 1,5, т.е. на 6 м, и, следовательно, дальность горизонта равна была бы =8,8(км)Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на ров

№ слайда 13 Л. Н. Толстой (1828 – 1910) “Арифметика” Косцы должны выкосить два луга. Начав с
Описание слайда:

Л. Н. Толстой (1828 – 1910) “Арифметика” Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько было косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец? Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: x y/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+x y/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2, 3x = 2x+8, x = 8. Ответ: было 8 косцов

№ слайда 14 Рассказ “Много ли человеку земли нужно?” Фигура, которая получилась у Пахома, им
Описание слайда:

Рассказ “Много ли человеку земли нужно?” Фигура, которая получилась у Пахома, имеет вид:Найдем площадь участка: х2= 152 - 82; х 13 вёрст. S= (2+10)·13=78 кв. вёрст 1верста = 1,0668 км. 78 кв. верст 78 км2 78 км2 = 7800га.Ответ:7800га (о крестьянине Пахоме, покупавшем землю у башкирцев)“– А цена, какая будет? – говорит Пахом. – Цена у нас одна: 1000 рублей за день.Не понял Пахом.– Какая же это мера – день? Сколько в ней десятин будет?– Мы этого, – говорит, – не умеем считать. А мы за день продаем; сколько обойдешь в день, то и твое, а цена 1000 рублей.Удивился Пахом. – Да ведь это, – говорит, – в день обойти земли много будет”.Наутро он пустился по степи наперегонки с солнцем. Пришло время возвращаться, солнце приблизилось к закату, Пахом спешит вернуться, “в груди как мехи кузнечные раздуваются, а в сердце молотком бьёт”.Солнце зашло, у Пахома подкосились ноги, и он упал замертво перед хохочущим пузатым башкиром. “Ай, молодец!” — закричал старшина. — “Много земли завладел!”. Поднял работник скребку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил – три аршина, и закопал его.

№ слайда 15 И. С. Тургенев “Муму” 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.1 аршин = 71,12см. 1 че
Описание слайда:

И. С. Тургенев “Муму” 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.1 аршин = 71,12см. 1 четверть = 17,78см. 1 вершок = 4,5см. 1 сажень = 216см “…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”. Решение:Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление: 1) 2*72см = 144см (2 аршина)2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков). Ответ: рост Герасима был 1м 98см – высокий человек.

№ слайда 16 М. Е. Салтыков-Щедрин “Господа Головлевы”. Задача № 1.Сын Порфирия Владимировича
Описание слайда:

М. Е. Салтыков-Щедрин “Господа Головлевы”. Задача № 1.Сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: “Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц”. Простые проценты начисляются только на начальный вклад. S=P (1+n* (r/100)) Дано: 3000 руб. – 100%, Х руб. – 5%. Х = 3000:100*5 = 150 (руб). S=3000+150*12 = 4800 (руб) Сложные проценты начисляется на наращенный капитал. S=P (1+r/100)nДано: Р =3000 рублей, r = 5% в месяц, n = 12 мес. S=3000 (1+5/100)12 =3000 (21/20)12=3000 (1,05)12=5387,57? 5400 (руб)  

№ слайда 17 Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» “Вижу один островок небольшой – Зайцы на
Описание слайда:

Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» “Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину”. Решение:Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок небольшой

№ слайда 18 Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Алёна Ивановна, старуха – процентщи
Описание слайда:

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Алёна Ивановна, старуха – процентщица предлагала Раскольникову деньги под заклад на весьма выгодных для себя условиях: “Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля (в которые оценён заклад) причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля (за старый заклад) с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек

№ слайда 19 Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» …Но вот что, однако, надо отметить: если бог
Описание слайда:

Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» …Но вот что, однако, надо отметить: если бог есть и если он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он её по Евклидовой геометрии, а ум человеческий с понятием лишь о трех измерениях пространства. Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы, … которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная… была создана лишь по Евклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые по Евклиду ни за что не могут сойтись на земле, может и сошлись бы где -нибудь в бесконечности.. Дом Достоевского в Старой Руссе, стоящий на берегу Перерытицы. В нём писался роман «Братья Карамазовы»

№ слайда 20 Анкетирование 1. Встречали ли Вы в литературных произведениях математические зад
Описание слайда:

Анкетирование 1. Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи? Можно сделать вывод, что большинство респондентов (15 человек) встречали в литературных произведениях математические задачи. 3.Когда читаете произведение мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного? Данные говорят о том, что наши читатели не отличаются особой любознательностью. Лишь 7 человек из 20 опрошенных (3 взрослых и 3 ребят) пробуют решать задачи.  Полученные данные говорят о том, что большинству читателей задачи не мешают понимать прочитанное

№ слайда 21 Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возм
Описание слайда:

Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей. Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его вопросы…

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Интернет-ресурсы http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg http:/
Описание слайда:

Интернет-ресурсы http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 источник шаблона: Волкова Виолетта Евгеньевна,учитель начальных классов МАОУ лиц
Описание слайда:

источник шаблона: Волкова Виолетта Евгеньевна,учитель начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru