Сюжетные задачи Автор: Пояркова Ольга СергеевнаУчитель математики МОУ СОШ №4
Цели урока: Ввести понятия текстовой задачи, сюжетной задачи; формировать умение решать текстовые задачи, видеть разные подходы к анализу задач и различные способы их решения; сформировать алгоритм решения текстовой задачи; развивать учебную и познавательную мотивацию, внимание и речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Задача «Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ , опираясь на те условия, которые указаны в задаче, и учитывая их.»Л.М. Фридман(!) Таким образом, задача состоит из условия и требования
Текстовые и сюжетные задачи Задача, в которой зависимость между условием и требованием сформулирована словами, называется текстовой.Сюжетная задача – текстовая задача, в которой речь идет о реальных объектах, процессах, связях и отношениях.
Типы сюжетных задач: Задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на смеси. Задачи на сплавы и концентрации. И т.д.
Методы решения текстовых задач: Арифметический (по действиям или составлением выражения) Алгебраический (составлением уравнения) Геометрический (с помощью чертежа)
Алгоритм решения текстовой задачи. Осмысление текста задачи и анализ ее содержания. Осуществление поиска решения и составление плана решения. Реализация плана решения. Анализ полученного решения.
Вредные советы: Правила решения текстовых задач.Правило I. Насколько возможно, избегай читать условие задачи. Чтение условия только отнимает время и запутывает.Правило 2. Выпиши все числа из условия в том порядке, в каком они там даны. Не забудь о числах, написанных словами.Правило 3. Если правило 2 дало тебе три числа или больше, то лучше всего сложить их все.Правило 4. Если чисел только два и они примерно одной величины, то лучше всего вычесть одно из другого.
Вредные советы (продолжение) Правило 5. Если чисел только два и одно много меньше другого, то попробуй разделить, а если не разделится, то перемножь.Правило 6. Если у задачи такой вид, как будто надо применить формулу, выбери формулу с достаточным числом переменных, чтобы использовать все данные.Правило 7. Если с правилами 1—6 ничего хорошего не получается, сделай последнюю отчаянную попытку. Возьми все числа, полученные с помощью правила 2, и заполни две страницы всевозможными операциями с ними. Затем обведи кружком пять-шесть полученных чисел на каждой странице на случай, если какое-нибудь из них окажется ответом. Может и получишь что-нибудь за то, что старался.
Задача. Задача 1. Три пятых класса собрали 700 кг макулатуры: 5-а – 130 кг, 5-б - в 2раза больше, чем 5-а. Сколько килограммов макулатуры собрал 5-в класс?
Запись условия задачи: Здесь удобна словесная форма записи условия: 5-а – 130 кг5-6 – в 2 раза больше5-в – ?
Составление плана решения: Найти, сколько макулатуры собрали ученики 5б класса. Найти сколько макулатуры собрали ученики 5а и 5б классов вместе. Найти сколько макулатуры собрали ученики 5в класса.
Реализация плана решения задачи. 130 * 2 = 260 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5б класса130 + 260 = 390 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5б и 5а классов вместе.700 – 390 = 310 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5в класса.Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры.
Анализ полученного решения (поиск других способов решения задачи). Алгебраический способ решения: Пусть 5 в собрал х кг макулатуры. Составим уравнение:130 + 130*2 + х = 700;130+260+х = 700;390+х = 700;Х=700-390;Х=310.Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры.
Итоги урока: Какая задача называется текстовой?Какая задача называется сюжетной?Какие методы решения текстовых задач вы знаете?Какие типы сюжетных задач вы знаете?Приведите пример сюжетной задачи на движение.
Домашнее задание Задачи:Магазин продал в первый день 160 кг яблок, что составило 1/3 всех яблок, во второй день – 4/5 оставшихся яблок. Сколько килограмм яблок осталось продать в третий день? В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать число фазанов и число кроликов.
При создании презентации использовались методические материалы, присланные организаторами проекта ДООМ «Формула текста».