Литература как искусства слова.
Литература как вид искусства и форма. Литература один из видов искусства, искусство слова. В литературе художественный мир создается при помощи образов, вызываемых в сознании читателя языковыми средствами, что отличает литературу от других видов искусства. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-эпического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой,- мем
Роль литературы в духовной жизни человека. Литература играет большую роль в духовной жизни человека. Она как бы открывает нам окно в новый, неведомый мир, рассказывая нам о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых мы не знали, не видели…Литература облегчает нам жизнь, помогает разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она учит нас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…Литература может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
Правда в жизни и в литературе. Вымесил. Произведения Горького всегда правдивы. Он описывает действительность того времени. Быт, отношения между людьми. ВЫМЫСЕЛ художественный – один из основных моментов художественного литературного творчества, состоящий в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создаёт новые художественные факты. Поэт говорит не о действительно случившемся, а о том, что могло случиться, о возможном по вероятности или необходимости (Аристотель). Даже в вещах, опирающихся на факты, возможны элементы вымысла. Горький считал вымысел сущностью процесса литературного творчества.
Научно- популярная литература и художественная. Их общность и различность. Цель чтения художественной литературы: формирование литературного вкуса , обогащение жизненного опыта .Способ чтения: вдумчивое , заинтересованное , медленное чтение .
Цель чтениянаучно- популярной литературы: расширение конкретных знаний , кругозора ,удовлетворение любознательности , подготовка доклада, реферата .Способ чтения: просмотр , выборочное чтение , изучение .
Место литературы среди других видов искусств. Форма познание отражение действительности. В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизацииНапример, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), “поскольку она есть созидательница идей”, “сущность всякого искусства”. Символисты считали музыку высшей формой культурыОднако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”.
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”. “Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств”. Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник “реальной критики” писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, “по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств”. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки. Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: “Литература - “первое среди равных” искусство”. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.
Значение метафор в художественном тексте. Метафора - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков. Например, в строке А.С. Пушкина «Пока свободою горим…» последние слово выступает в метафорическом значении: « Страстно желаем свободы, стремления к ней». Метафора представляет скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность.
Словесные эксперименты поэтов в начале 20 века. Поэты в начале 20 века много экспериментировали со словом. Появился модернизм. Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения. Это символизм, акмеизм и футуризм. Основными элементами символизма «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Лидером символизма стал В. Брюсов. Также были символистами А.Блок, А. Белый. Символ- центральная эстетическая категория нового течения. Между тем сами символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, потому что лишен главного их качества – «переносности смысла».
Акмеизм возник в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Акмеизм есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни. Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Поэты экспериментировали с формами написания стихотворения( форма ромба, елочки, лестницы).
Проблемы художественного перевода. Проблемы могут возникнуть при переводе сокращенных слов, научных терминов, диалектов, идиом. При переводе художественного произведения главное сохранить и передать мысль автора.