Понятие о литературном направлении9 класс КГУ «СОШ № 86» Урок по литературеДжангалиева Сауле КарекешевнаКараганда – 2012 г.
Литературное направление(метод)Основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты
Признаки литературного направления Объединяет писателей определенной исторической эпохи.Общее понимание жизненных ценностей .Общий эстетический идеал.Особый тип героя.Стиль художественной речи.Характерные сюжеты.Излюбленные жанры.Выбор художественных приемов изображения жизни.Мироощущение и миропонимание писателей.
Классификация литературных направлений КлассицизмСентиментализмРомантизмРеализм
Классицизм Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека.
Представители западноевропейской и русской литературы
Отличительные черты классицизма Наследует традиции искусства античность.Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума.Художественное произведение представляет собой логически построенное целое.Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются.Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств).Объективность повествования.Значимость гражданской проблематики содержания.
Деление жанров:
Сентиментализм Литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце XVII- начале XIX веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Русская литература
Отличительные черты сентиментализма: Изображение человеческой психологии.Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.Идеализация действительности.Субъективное изображение мира.В центре изображения – чувства, природа.Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность.Значимость гражданской проблематики содержания.
Литературные формы:
Романтизм Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители романтизма:
Представители романтизма:
Отличительные черты романтизма Необычность характеров, исключительность обстоятельств.Трагический поединок личности и судьбы.Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя.Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному яркому, возвышенному.Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.
Литературные формы:
Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.
Реализм
Представители реализма:
Отличительные черты реализма Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа.Типизация персонажей. Изображение характеров и событий в развитии.Исторически конкретное общество, события, эпоха.В центре внимания конфликт: герой - общество
Литературные формы:
Список литературы: Коровина В., Збарский И. Литература 8 класс. Методические советы. М., 2007.Литература, 9-11 классы. Тесты. Учебно-методическое пособие. – М., 2002.Литература. – Астана: РГКП «НЦТ», 2003.Литература. – Астана: РГКП «НЦТ», 2005.Литература. – Астана: РГКП «НЦТ», 2006.Литература. – Астана: РГКП «НЦГСОТ», 2007.Литература. – Астана: РГКП «НЦГСОТ», 2009.Литература. – Астана: РГКП «НЦГСОТ», 2010.Литература. Русская классика. 9 класс./Под ред. Г. И. Беленького – М,, 2005.Маранцман В. Литература. 9 класс. - М., 1996.Русская литература. Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ./Ж. Х. Салханова, Г. Д. Аульбекова, И. Ю. Хлызова, И. Г. Шаповалов. – Алматы: Мектеп, 2004.Интернет ресурсы.