Вступление. Кто управляет человеческой жизнью? Вступление. Кто управляет человеческой жизнью? Основная часть. Мефистофель и Воланд – две стороны зла. 1. Власть держащие или слуги. 2. Внешность представителей Нечистой силы. 3. Внутреннее сходство героев с людьми. 4. Отношение героев к людям. Заключение. Общность и различие в образах Воланда и Мефистофеля. Информационные источники.
Уже в древние времена племена сопровождали мистические образы защитников. Наши предки считали, что посредством исполнения ритуалов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, которая может их защитить от стихийных бедствий, от злых сил и существ, а также помочь в достижении цели. Уже в древние времена племена сопровождали мистические образы защитников. Наши предки считали, что посредством исполнения ритуалов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, которая может их защитить от стихийных бедствий, от злых сил и существ, а также помочь в достижении цели. Учеными описаны тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена. У восточных славян в конце IX века была сложная религия с обычаями и ритуалами, зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой. А каково отношение наших современников к сверхъестественным силам? Верят ли люди в существование подобных существ? Вопросы о сверхъестественных силах продолжают беспокоить наших современников. Доказательством этого является, прежде всего, неугасающая популярность религии. Целью моей исследовательской работы является сравнение образов двух самых известных Дьяволов - Воланда и Мефистофеля - с опорой на статьи критиков. Также я собираюсь выяснить, присущи ли этим героям человеческие качества, а также отличаются ли образы Воланда и Мефистофеля от привычных представлений о Дьяволе.
Воланд и Мефистофель – известные на весь мир литературные Дьяволы. Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита» зачастую сравнивают с «Фаустом» Гёте, и на то есть веские причины. Сама идея образа Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст», потому роман перекликается с произведением И.В. Гете, которое послужило началом отсчета, точкой опоры для «Мастера и Маргариты». Воланд и Мефистофель – известные на весь мир литературные Дьяволы. Произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита» зачастую сравнивают с «Фаустом» Гёте, и на то есть веские причины. Сама идея образа Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст», потому роман перекликается с произведением И.В. Гете, которое послужило началом отсчета, точкой опоры для «Мастера и Маргариты». Немного происхождении имён данных героев. МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - возможно, имя греческого происхождения, переводится на русский как «ненавидящий свет» (μή — не, φως — свет и φίλος — любящий). ВОЛАНД же произошло от Faland (нем.) - "дьявол, обманщик, лукавый», в «Фаусте» оно звучало как Voland. Очевидно, что имена роднят Воланда и Мефистофеля, поскольку таят в себе намёк на дьявольскую сущность персонажей.
Эти два героя занимают разное положение в дьявольской иерархии. Воланд – вне сомнений, Дьявол, а не чёрт. У него есть собственная свита верных соратников, а над ним самим никто не властен. Эти два героя занимают разное положение в дьявольской иерархии. Воланд – вне сомнений, Дьявол, а не чёрт. У него есть собственная свита верных соратников, а над ним самим никто не властен. В отличие от Воланда, Мефистофель не занимает высокого места среди Нечистой силы. Он порождение тьмы, черт, но он подчинён некой Великой силе.
Дух сомнения и неверия, Мефистофель вовсе не выступает против Бога, скорее, помогает ему, испытывая человека на прочность. Именно Господь дает поручение Мефистофелю: «Из лени человек впадает в спячку. Ступай, расшевели его застой…» [5;25]. Бог над бесом не властен, но всё же сильнее и мудрее, потому они не могут быть равноправными. Дух сомнения и неверия, Мефистофель вовсе не выступает против Бога, скорее, помогает ему, испытывая человека на прочность. Именно Господь дает поручение Мефистофелю: «Из лени человек впадает в спячку. Ступай, расшевели его застой…» [5;25]. Бог над бесом не властен, но всё же сильнее и мудрее, потому они не могут быть равноправными. У М.Булгакова Воланд и Бог равны по силе, каждый из них занимается своим делом и не мешает другому. Если принять на веру, что Бог – Иешуа Га-Ноцри, то выходит, что Воланд принимает на себя часть черт, обыкновенно приписываемых Богу, а именно: покровительство людям, достойным этого, функции судьи и палача, возмездие, воздаяние. В то же время Иешуа лишь проповедует добро, справедливость, жизнь по заповедям. Мастер и Маргарита Как может управлять человек если [www.keepvid.com].mp4
ВОЛАНД ВОЛАНД «Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая» [2;7]. «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет». «Словом – иностранец. Однако за маской странноватого любопытного иностранца Булгаков мастерски скрыл истинную сущность своего персонажа.
МЕФИСТОФЕЛЬ МЕФИСТОФЕЛЬ В «Прологе на небе» Гёте не даёт его портретной характеристики, словно в подтверждение сверхъестественной природы своего героя. В процессе повествования Мефистофель предстаёт в разных обличиях, но всё же его облик обладает достаточно ярко выраженными особенностями: это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка.
В отличие от Мефистофеля, обличия Воланда противопоставляются друг другу: несуразный иностранец и маг-инкогнито, всемогущий Дьявол. В одном случае герой выглядит броско и респектабельно, в другом – невзрачно и бедно. С одной стороны, М.А.Булгаков подчеркивает значимость, властность персонажа и то, что герой "говорил внушительно, тяжелым голосом и с иностранным акцентом». С другой стороны, пометы автора подчеркивают явную несуразность, комичность дьявольского образа: "Развязно сказал он, но уже без акцента, который у него черт знает почему, то пропадал, то появлялся. Лишь в заключительной главе Воланд обретает своё настоящее обличье. («Воланд летел тоже в своем настоящем обличье» [2;373]), но мы не видим описания внешности или одежды дьявола. В отличие от Мефистофеля, обличия Воланда противопоставляются друг другу: несуразный иностранец и маг-инкогнито, всемогущий Дьявол. В одном случае герой выглядит броско и респектабельно, в другом – невзрачно и бедно. С одной стороны, М.А.Булгаков подчеркивает значимость, властность персонажа и то, что герой "говорил внушительно, тяжелым голосом и с иностранным акцентом». С другой стороны, пометы автора подчеркивают явную несуразность, комичность дьявольского образа: "Развязно сказал он, но уже без акцента, который у него черт знает почему, то пропадал, то появлялся. Лишь в заключительной главе Воланд обретает своё настоящее обличье. («Воланд летел тоже в своем настоящем обличье» [2;373]), но мы не видим описания внешности или одежды дьявола.
Нечистая сила в их лице антропоморфна. А внутренне похожи ли герои на людей? Нечистая сила в их лице антропоморфна. А внутренне похожи ли герои на людей? Сверхъестественные способности, такие как чтение мыслей и видение человека насквозь, перемещение во времени и пространстве, умение принимать разные обличия, вечная жизнь, пласт знаний, накопленных человечеством за многовековую историю, в образе Воланда сочетаются с истинно человеческими чертами: любопытством, склонностью к сарказму.
Говоря о Мефистофеле, также можно упомянуть единении человеческого и сверхъестественного. Говоря о Мефистофеле, также можно упомянуть единении человеческого и сверхъестественного. То он «романтический фантом», то дьявол из средневековых легенд, щеголь, повеса в духе XVIII века. Большинство черт Мефистофеля – утрированные человеческие качества, гиперболизированные пороки. Например, отрицание, скептицизм, насмешливость, глумливость, коварность, усталость, отрешённость. К тому же, Мефистофель – весельчак и плут, как аттестует его Бог в «Прологе на небесах» Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его. Он глядит на мир с презрением, разуверившись в положительных началах мира и человечества, не верит ни в добро, ни в зло. Мефистофель показывает другую сторону истины, - то, что в жизни нелепо и неразумно.
Отношение к людям у Воланда и Мефистофеля противоположно. Отношение к людям у Воланда и Мефистофеля противоположно. Мефистофель не верит в божественное подобие человека, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства сверхъестественных сил творит зло, и даже те, кто умён, любознателен, добр и справедлив, подвержены порче. Поэтому бес соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом Мефистофель больше мастер подмечать и высмеивать человеческие слабости и пороки, чем пытаться понять людей Хотя, конечно, нельзя отрицать справедливости многих его язвительных замечаний. Он видит несовершенство мира и знает, что оно вечно, что ничьими усилиями его не переделать. Ему смешон человек, который при всей своей ничтожности и немощности пытается что-то исправить в мире.
Но всё же Мефистофель лично для меня ассоциируется скорее с существом, многое повидавшим и оттого опытным и мудрым, тогда как Воланд действительно всеведущ. Но всё же Мефистофель лично для меня ассоциируется скорее с существом, многое повидавшим и оттого опытным и мудрым, тогда как Воланд действительно всеведущ. Воланд понимает, что каждый человек – индивидуальность, хотя и говорит об общих чертах всего человечества («Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны. Ну, легкомысленны… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»). Об одних людях он отзывается с теплотой, о других – с жалостью, о каждом по-разному, в зависимости от внутреннего мира человека.
Я не ставлю под сомнение и ум Мефистофеля. Он имеет на всё своё мнение, много говорит о жизни, о людях. Мефистофель высказывает собственные мысли, стараясь открыть человеку глаза на обратную сторону монеты. Нелестно он отзывается о науке, о людском тщеславии. С иронией говорит Мефистофель о слепом преклонении перед догмами в ученых кругах, о пустословии. Гете устами Мефистофеля осуждает консерватизм юридических основ общества, когда законы - "как груз наследственной болезни». Воланд рассуждает на страницах романа о добре и зле, о смерти, гордости, любви. Следует особо подчеркнуть: его умозаключения основываются на взвешивании и анализировании, а рассуждения Мефистофеля идут от его презрительного отношения к людям, а это и есть своеобразный предрассудок. Поскольку Мефистофель презирает род человеческий, он со скептицизмом и предубеждением относится и к таким ценностям, как искусство. Воланд, наоборот, поддерживает человека в создании бессмертных произведений.
Основной признаком, по которому стоит сравнивать этих двух героев - их цели. Основной признаком, по которому стоит сравнивать этих двух героев - их цели. Мефистофель на протяжении всего повествования пытается сбить с истинного пути Фауста. Он имеет определенное мнение о людях и не собирается его менять. Воланд в романе, прежде всего, исследователь. Цель его — узнать, изменились ли люди в Москве. Тем или иным способом он предупреждает людей о дальнейшей судьбе, даёт шанс что-то переосмыслить в своей жизни и в своём поведении. Для М.А.Булгакова образ Воланда - символ "наказуемости" человеческих пороков и преступлений. Этот дьявол не является коварным искусителем, он, скорее, воздаёт по заслугам. Воланд не терпит скрытых пороков и непременно их разоблачает. Жертвами Воланда стали не худшие люди, не отъявленные преступники, а те, кто ещё может исправиться. Те же, кто страдал и томился, встречают в Воланде всесильного покровителя.
Оба героя, и Воланд, и Мефистофель, не являются каноническими Дьяволами, они гораздо сложнее. Оба героя, и Воланд, и Мефистофель, не являются каноническими Дьяволами, они гораздо сложнее. Воланд благороден, он проучивает людей, давая им возможность самостоятельного выбора между добром и злом. Герой непредвзято относится к жителям Москвы, верит в их способность внимать советам и меняться к лучшему. Мефистофель - демон, главная цель которого - погубить душу человека на спор. Он считает, что человек слаб и испорчен, ведом своими страхами, слабостями. Расставляя ловушки, демон лукавит, не предоставляя жертве выбора. Но и он не является отрицательным персонажем. В Мефистофеле кроется ироничный философ-скептик с блестящим умом, он обоснованно критикует и подвергает сомнению всё: любовь, тягу к знаниям, глупость. Воланд и Мефистофель имеют общие черты, но различий у них куда больше, чем кажется.
Бессонова М. Мотив света в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Проблемы эволюции русской литературы XX века №2, 1995. Бессонова М. Мотив света в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Проблемы эволюции русской литературы XX века №2, 1995. Булгаков М.А. Избранное. Мастер и Маргарита.- М.: Просвещение, 1991. Гаврошин М. Итостратон, или Мастер без Маргариты. - Вопросы литературы № 8, 1991. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Фауст.- М.: Художественная литература, 1976. Т.2. Гете И.В. Фауст, пер. Б.Пастернак.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Гольдман М. А. Мефистофель // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). - М.: Советская энциклопедия, 1962—1978. Т. 4. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о теологии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».- Наука и религия №8, 1987. Королев А. Закатный роман.- Первое сентября №9, 1996. Крючков В. Он не заслужил света, он заслужил покой. Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.Булгакова. – М.: Литература в школе, 1998. Сидоров Е. Предисловие // Михаил Булгаков. Избранное. - М.: Художественная литература, 1980. Паршин Л. Великий бал у Сатаны: О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». - Наука и жизнь № 10, 1990. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид-миф, 1996. Стальная В. Булгаковские зеркала. Воланд. Экуминизм. Теодицея. – Знание- сила № 1, 1998. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения: В пяти томах. Примечания к переводу “Фауста”. - М.: Правда, 1974. Т. 1