Сила трения. Трение в природе и технике. Подготовила: учитель физики Ягодкина Юлия Сергеевна МОУСОШ №8 г.Ессентуки
Цели урока. учебные: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике. развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся. воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
План урока. Организационный момент. Повторение и обобщение полученных ранее знаний (используя мультимедийный курс «Физика 7-11 классы»). Самостоятельная работа. Домашнее задание.
Повторение пройденного материала: Что такое сила трения? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется? Так какую силу называют силой трения? Какие виды трения существуют? Какую силу называют трением скольжения, качения и покоя. Как называют прибор для измерения силы? Какие типы динамометров вам известны? (демонстрация динамометров). С помощью динамометра мы можем измерить силу тяжести (демонстрация). Как с помощью динамометра измерить силу трения? Назовите причины возникновения трения? (неровность поверхности и силы межмолекулярного взаимодействия). Какие известные вам наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения?
Итак, сила трения обозначается буквой F, измеряется в Ньютонах с помощью динамометра. Но незабываем, что сила - векторная величина, что это значит? Как направлена сила трения? Всегда ли это так? Посмотрим видеофрагмент.
Приведите примеры, когда трение может быть полезным, а когда вредным. Посмотрев видеофрагмент, предложите способы увеличения силы трения.
Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями? Для чего делают насечки возле шляпки гвоздя? Мы рассмотрели способы увеличения трения, а какие способы уменьшения трения вам известны? (смазка, обтекаемая форма, подшипники). Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не в горизонтальном положении? Что предпринимают велосипедисты, чтобы увеличить скорость своего движения? Современные автомобили специально помещают в аэродинамическую трубу, чтобы придать им обтекаемую форму и в связи с этим увеличить скорость их движения. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают? Что необходимо сделать, чтобы санки катились быстрее? Почему после дождя грунтовая дорога скользкая? Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров и садов, вывешивают предупреждающий знак «Осторожно листопад!»? Какие материалы могут быть использовано в качестве смазки? Рассмотрим ещё один способ уменьшения трения- использование шариковых подшипников.
Итак, назовите ещё раз способы уменьшения трения. А теперь подумаем: почему по стеклу нельзя кататься на коньках, как по льду? Ведь стекло имеет более гладкую поверхность, чем лёд. Чтобы узнать правильный ответ, посмотрим видеофрагмент.
Самостоятельная работа.1 вариант. 2 вариант. Зачем на колесах тракторов и автомашин делают глубокий рисунок-протектор? Какая пуля летит дальше круглая или коническая? Почему? Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали? Почему пловец, прыгая со стартовой тумбы, вытягивает руки в перед? Почему мелкие рыбы, переходя на большие расстояния, сбиваются в стаи в форме капли? Нужно ли орбитальным станциям придавать обтекаемую форму? Почему?
Творческое домашнее задание. Написать фантастический рассказ “Если бы трения не стало”. или Написать стихотворение о трении. или Составить кроссворд на тему «трение».
Пример творческого задания: