ТЕМА УРОКА Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии.
Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе по теме «Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8 класс», Дрофа, 2006). Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе по теме «Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8 класс», Дрофа, 2006). Для учащихся 8-ого класса. Может быть использован учителями на уроках литературы и мировой художественной культуры. Презентация выполнена с применением программы Microsoft PowerPoint. Объём – 1,05Мб. Количество слайдов – 30. Цели: Познакомить учащихся с японской культурой. Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания. Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку).
ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император. ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Наиболее популярные виды искусства: - бонсай; - икебана; - оригами; - литературная миниатюра (хокку, танка); - синтетический вид искусства – хайга.
БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.) При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.
Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.
Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир. Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами. Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию. Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.
Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное
Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке. Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке. Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.
Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности. Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.
САРУМАРУ-ДАЮ годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.
Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Басё (1644-1694) Басё (1644-1694) Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад. * * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне. * * * Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.
Иссё (1653-1688) Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы. Рансэцу (1654-1707) Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах. Тиё (1703-1775) На смерть маленького сына О мой ловец стрекоз! Куда в неведомую даль Ты нынче забежал?
Бусон (1716-1783) Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. Исса (1768-1827) О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька! * * * В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились!
Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами. Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.
Чужих меж нами нет! Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку: Попробуйте объяснить смысл следующих хокку: Басё. Всюду поют соловьи: Там – за бамбуковой рощей, Тут – перед ивой речной. Исса. Смотри-ка, соловей Поёт всё ту же песню И пред лицом господ. Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
Анализ формы хокку Анализ формы хокку Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть. Оригинал. Фуруике я 5 Кавакадзу тобикому 7 Миндзу-но ото. 5 Перевод. Старый пруд. 3 Лягушка прыгает. 6 Всплеск воды. 3 Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.
Композиция хокку Композиция хокку Хокку может быть построено одним из двух следующих способов: Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь. Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое снежное! (Басё) Как развивается мысль автора в этой миниатюре? От частного – к общему. Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на поясе длинный меч? (Мукай Керай) Какова композиция этого хокку? На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Обобщение изученного на уроке. Обобщение изученного на уроке. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных на уроке миниатюр. Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных на уроке миниатюр.
…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа. …Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа. Илья Эренбург.