Интегрированный урок по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"
МОУ СОШ № 27 г.ВладивостокаУчитель литературы Васильева С.П.Учитель истории Баринова М.В.
О г л а в л е н и е КлассТемаЭпиграфыЦелиОборудованиеПлан урока
Тема урока Сын Отечества.Прорицатель вольности.
Эпиграфы Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества. А.Н.РадищевИзвестная зловредная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве терпима быть не может. Екатерина II
Цели Проследить, в каких конкретных условиях формировалось мировоззрение А.Н.Радищева;Выяснить, какие черты характера, личности выделили этого человека из среды своих современниковРаскрыть замысел и значение произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и с помощью картины, созданной автором, ярче представить ту историческую эпоху, которую оно воссоздает;Сформировать представление о Радищеве как об одном из первых идеологов русской революции.
Оборудование ДоскаПортрет РадищеваКарта 18 века «Тракт от Москвы до С.-Петербурга»Выставка книг по темеВыставка рисунков учащихся по книге Радищева
9
План урока Обзор эпохиБиография А.Н.Радищева«Путешествие из Петербурга в Москву»: тема, идея, значение произведенияПодвиг Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву» - произведение, ставшее для Радищева эпохальным и судьбоносным, так как вся его дальнейшая жизнь была обусловлена реакцией общества, в частности, Екатерины II на появление этого произведения
Последовал арест, смертный приговор, замененный ссылкой в Сибирь на 10 лет. О том, как сложилась дальнейшая жизнь Радищева, поговорим позже, а сейчас обратимся к произведению и постараемся понять, почему же была такая реакция, за что такое суровое наказание. - Как начинается произведение?С какой целью обычно используется эпиграф?Зачитайте эпиграф. Как вы его понимаете?
Известная зловредная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве терпима быть не может. Екатерина II
В нем заключается идея произведения.
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". "Тилемахида", том II, кн. XVIII. стих 514. { Обло. - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй - лающее. Эпиграф - слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766). Приводя слова, которыми поэт описывал одного из царей, злоупотреблявших властью, Радищев бросает вызов деспотическому русскому самодержавию.}
Эпиграф, посвящение другу.
В нем заключается идея произведения.
«Телемахида» Тредиаковского – стихотворная переделка романа французского писателя Ф.Фенелона «Приключения Телемаха» (1699), задуманного как «урок царям». Телемак, сын Одиссея, в течение многих лет повсюду ищет отца. В одной из песен описывается ад, где Телемак видит мучения злых царей. В качестве одного из наказаний им преподносят два зеркала – Лести и Истины. В зеркале Лести они видят себя такими, какими их изображали при жизни: чем хуже царь, тем прекраснее, ибо «злых паче боятся» и сами они «желают бесстыдно подлых ласкательств». Зеркало Истины отражает их подлинный облик, более страшный, чем самые ужасные чудовища, в том числе стоглавая Лернейская гидра и охраняющий ад пес Цербер (с тремя пастями). Радищевское «стозевно» объединило оба чудовища в одно – имя его – самодержавие и крепостничество.
А какие слова из обращения к другу вы считаете самыми яркими, намекающими на то, о чем пойдет речь дальше? Итак, отчего страдает душа писателя и чем страшен самодержавно-крепостнический строй, мы постараемся понять, обратившись к содержанию книги.Как построено произведение? Какова его композиция? Итак, герой произведения едет из Петербурга в Москву (карта), и главы книги носят названия почтовых станций, причем в каждой главе описываются реальные факты и приводятся авторские рассуждения (от лица героя) об увиденном или услышанном.
А. М. К. {А. М. К. - инициалы Алексея Михайловича Кутузова, товарища Радищева по Лейпцигскому университету, писателя, масона. Посвящение Кутузову - не только дань дружбы, но и акт полемики.} Любезнейшему другу. Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг. Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи?
Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! - я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит, - не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! Ты близ моего сердца живешь - и имя твое да озарит сие начало.
Книга состоит из глав, названных по наименованию почтовых станций между Петербургом и Москвой. Это цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.
Очерк – жанр эпоса, в котором повествование, содержащее элемент вымысла и авторскую оценку, опирается на реальные факты и описывает реальных людей.
Какая же картина в целом предстает перед читателем? Какой образ?Какой видит путешественник российскую действительность, какие проблемы автор поднимает в своем произведении? Давайте присоединимся к путешественнику и побываем на некоторых станциях. Откройте главу «Любани». О чем она повествует?Что мы видим? Крестьянин работает на барщине – о каком крестьянине идет речь?Как он работает на себя? А что отвечает на вопрос путешественника «Так ли ты работаешь на господина своего?»
Образ России, картина российской действительности.