Здоровьесберегающие технологиипри изучении химииВыступление учителяГОУ СОШ №367Зеленоградского АОБашкатовой Г. В.Преподаватель химии
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можнорассматривать как технологическую основу здоровьесберегающейпедагогики — одно из самых перспективных систем XXI века, и каксовокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Как разрешить данную проблему? На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применяли сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участниковобразовательного процесса.
Здоровьесберегающая деятельность в школе. Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающееразвитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей,удовлетворение потребностей и возможностей.Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Компоненты здоровья. Соматический - генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции.Инд.психический — эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы личности, доминантность полушария, темперамент и др. свойства психики.Соц.личностный — социальная адоптация (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний).Духовно-нравственный — учёные не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы — эторациональная организация урока.Показателем рациональной организации учебного процесса являются:Объём учебной нагрузки.Нагрузка от дополнительных занятий в школе.Занятия активно-двигательного характера.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения наступления утомления и снятие мышечного напряжения я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.В состав физкультминутки я включаю: упражнения по формированию осанки укреплению зрения отдых позвоночника.Для разминки на зрительную координацию, на развитие внимания и быстроты реакции использую (бегущие огоньки). Для этогоиспользуется лазерная указка.
Особо выделяю методы стимулирования учебно-позновательной деятельности,направленные на снятие нервно-психического напряжения учащихся как впроцессе работы на уроке, так и в процессе выполнения домашнего задания.В педогогической пактике использую ролевые и сюжетные игры, работу индивидуальную и групповую, творческие задания, дискуссии.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ “ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ”
Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии,становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педогогического творчества.