АЛКАНЫ 10 класс 4-5 уроки И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 5klass.net
Вариант специальных упражнений для снижения утомления зрительного анализатора Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Регулярно выполняйте упражнения для глаз
Правила работы за компьютером При работе за компьютером очень важно соблюдать правильную посадку на рабочем месте, поскольку от нее зависит напряжение глаз, мышц и суставов. ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА: Следует сидеть прямо (не сутулясь) Недопустимо работать, развалившись в кресле. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти Колени - на уровне бедер или немного ниже. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов. Так же при работе необходимо: Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела; Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены; Чаще моргать и смотреть вдаль. При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела. При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно). Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно прекратить работу Для того, чтобы оградить себя от вредного воздействия компьютера, необходимо делать регламентированные перерывы. Для снижения утомления зрительного анализатора во время перерывов рекомендуется выполнять комплексы специальных упражнений (прил. ). И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Время непрерывной работы на компьютере -для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. Повторите правила работы за компьютером. Соблюдайте их при выполнении заданий.
Задания Изучите информацию параграфа 3 учебника «Химия. 10 класс.Базовый уровень» О.С.Габриелян.-М.:Дрофа, 2008. Выполните задания электронной рабочей тетради. ВНИМАНИЕ! Задания к каждому слайду помещены под слайдом, в «заметках». Не забывайте сохранять изменения после каждого выполненного задания. В рабочей тетради письменно - №5,7,8 стр.30-31 Творческое задание: подготовьте электронную презентацию и сообщение на тему «Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива» используйте для подготовки вопросы №1-4 стр.30. И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа ВНИМАНИЕ! Задания к каждому слайду помещены под слайдом, в «заметках».
C2H5OH CH3NH2 C8H18 CH3Cl C2H4 C2H2 C6H6 CH3COOH C6H12O6 H2CO3 И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Используя информацию учебника стр.23, выберите формулы углеводородов, разместите в схеме
Природные источники углеводородов И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Используя информацию учебника химии стр. 23-24, заполните схему, разместив иллюстрации на соответствующую строку
Природный газ – смесь углеводородов CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12 N2 и др. И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Используя рисунок 10 учебника (стр.24), «подпишите» диаграмму – вставьте прямоугольники с названиями веществ на соответствующую строку
Физические свойства алканов И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Используя таблицу 2 на стр.26, найдите ошибки, «вырежьте» ошибочные формулы
Алканы И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа СnH2n+2 СnH2n-2 СnH2n Предельные углеводороды Ароматические углеводороды Непредельные углеводороды Диеновые углеводороды Используя информацию на стр.2, заполните схему.
И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Номенклатура ИЮПАК с _ _ с с _ с с _ с с с с с _ _ _ _ с с с с с с _ _ _ _ _ с с с с с с с с с с с с с _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Работаем с правилами составления названий алканов (стр.27 учебника): перейдите в режим просмотра, используя инструмент «перо», подчеркните в формулах самую длинную цепь атомов углеводородов, пронумеруйте атомы углерода, сохраните свои рукописные замечания
И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Номенклатура ИЮПАК с с с с с _ _ _ _ с с с с с с _ _ _ _ _ 2-метилбутан 2,2-диметилбутан пентан _ с с _ с с _ с _ Работаем с правилами составления названий алканов (стр.27 учебника): найдите ошибки, соотнесите формулы с правильными названиями – поменяйте местами фигуры с названиями алканов
И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Номенклатура ИЮПАК с _ _ с с _ с с _ с с с с с с _ _ _ _ _ с с с с с с с с с с с с с _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с _ с с _ с _ с _ Работаем с правилами составления названий алканов (стр.27 - 28 учебника): рассмотрите примеры составления названий алканов, назовите данные вещества – напечатайте названия в прямоугольниках
Химические свойства алканов Основным химическим свойством предельных углеводородов, определяющим их использование в качестве топлива является реакция: И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа С3H8 + 5O2 = 3CO2+ 4H2O +Q реакция горения С2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl 2СH4 = C2H2+ 3H2 С3H8 кат.,р,t C3Н6+ H2 реакция дегидрирования реакция горения реакция замещения реакция неполного разложения Используя информацию учебника (стр.28-30), найдите правильный ответ, «вырежьте» неправильные
Химические свойства алканов В этих реакциях образуются соединения, широко использующиеся как растворители и хладагенты, в органических синтезах: И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа С3H8 + 5O2 = 3CO2+ 4H2O +Q реакция горения С2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl 2СH4 = C2H2+ 3H2 реакция дегидрирования реакция горения реакция замещения реакция неполного разложения С3H8 кат.,р,t C3Н6+ H2 Используя информацию учебника (стр.28-31), найдите правильный ответ, «вырежьте» неправильные
Химические свойства алканов В результате этих реакций из алканов (предельных углеводородов) получаются алкены и алкины (непредельные углеводороды): И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа С3H8 + 5O2 = 3CO2+ 4H2O +Q реакция горения С2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl 2СH4 = C2H2+ 3H2 реакция дегидрирования реакция горения реакция замещения реакция неполного разложения С3H8 кат.,р,t C3Н6+ H2 Используя информацию учебника (стр.28-31), найдите правильный ответ, «вырежьте» неправильные
Химические свойства алканов В результате этих реакций из метана получают сажу, водород, ацетилен: И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа С3H8 + 5O2 = 3CO2+ 4H2O +Q реакция горения С2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl 2СH4 = C2H2+ 3H2 СH4 t C+ 2H2 реакция полного разложения реакция замещения реакция неполного разложения Используя информацию учебника (стр.28-31), найдите правильные ответы, «вырежьте» неправильные
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа H Галогенирование метана H H H H H H H Cl Cl Cl Cl Используя информацию на стр. 30 и модели атомов и химических связей, создайте модель реакции галогенирования метана, «подпишите» формулы – введите название в прямоугольник и поместите под формулой вещества
Решаем задачи Установите соответствие между объемом (н.у.) алкана и объемом (н.у.) кислорода, необходимого для полного сгорания этого алкана. И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 10 л С4Н10 25 л СН4 11 л С3Н8 20 л С4Н6 20 л С4Н10 50 л О2 55 л О2 60 л О2 65 л О2 70 л О2 130 л О2 Таблица Excel для расчетов Объемалкана Объем кислорода Решите задачи, расставьте правильно ответы в таблице. Для проверки расчетов используйте таблицу Excel – активируйте таблицу двойным щелчком и введите данные в зеленые клетки.
Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. И.М. Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Проверьте себя. Усвоили вы программный материал по теме «Алканы»? Со всеми вопросами обратитесь к учителю за консультацией.