Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 72 имени Героя России Гануса Ф.Г. г. Липецка ПРОГРАММА элективного курса 10 класс 32 часа Автор программы: Кравченко Т.Л., учитель химии стаж работы: 15 лет г. Липецк 2006 год 900igr.net
« Явления жизнедеятельности организма, как больного, так и здорового, можно понять лишь рассматривая и оценивая происходящие в нем химические процессы, а излечения можно достичь с помощью химических средств ». Парацельс
Цель курса - помочь учащимся: Понять важную роль, которую будет играть химия в их личной и профессиональной жизни Использовать знание законов химии, чтобы рассуждать более здраво о тех современных проблемах, которые касаются науки и промышленности; Осознать раз и навсегда возможности и пределы применения науки и техники Задачи курса: Показать основные пути совместного развития медицины и химии, биохимии; Совершенствование техники химического эксперимента; Формирование навыков самостоятельного исследования теоретического материала, развития творческих способностей; Применение полученных знаний в учебном курсе для исследования важнейших веществ в организме человека; Формирование коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.
Тематическое планирование учебного процесса «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». М.В. Ломоносов. Тема №1. Исторические этапы развития медицинского направления в химии. Понятие иатрохимии, работы Парацельса. Развитие фармацевтической химии. Современный этап: биосинтез и биотехнология. Общие понятия о лекарственных веществах неорганических и органических. Вещества: мутагены. Авиценна Лекарственные растения
Тема №2. Основы биохимии. Биологическая роль некоторых химических элементов: макро- и микроэлементы. Биологическая роль важнейших неметаллов: кислорода, водорода, серы, азота, фосфора, углерода, йода, кремния, хлора. Биологическая роль важнейших биометаллов: s, р – элементов. Качественные и количественные измерения аналитической химии на службе человека: биохимические и судебно-медицинские лаборатории.
Тема №3. Биологически активные соединения. Представления о витаминах, их роль для жизни человека. Авитаминоз, гиповитаминоз. Содержание витаминов в пище. Ферменты – как биокатализаторы, сравнение их с неорганическими веществами – катализаторами. Гормоны, их химическая природа, значение и регуляция жизнедеятельности организма. Белок
Тема №4. Медицинские материалы. Медицинские полимеры. Неорганические медицинские материалы. О механизмах взаимодействия медицинских материалов с биологическими системами. Искусственные органы.
Тема №5. Химия. Питание. Здоровье. Обменные процессы в организме человека: обмен белков, жиров, углеводов, воды. Минеральный обмен. Витаминный обмен. Как выделяется и запасается энергия в организме. Съедобное и несъедобное. Биологические добавки. Химия кожного покрова. Значение витамина Д и фотохимии. Химия волос. Лекарства и яды. О функции лекарств. Анальгетики, наиболее распространенные во врачебной практике.
Тема №6. Химия и медицина в борьбе с вредными привычками. Химические вещества, содержащиеся в алкоголе, табаке и табачном дыме, их влияние на организм подростка. Наркотические вещества.
1. Выполнение не менее половины практических занятий. 2. Выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского типа. 3. Активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов. 4. Участие в итоговой конференции.
Медицинские полимеры. Искусственные органы. Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме. Питание и здоровье. Съедобное из несъедобного (о синтетической пище). Биологические и пищевые добавки. Из жизни знаменитых химиков и медиков. Фармацевт – это медик или химик? Запахи, которые лечат (фитотерапия).