Сложные вопросы ЕГЭ по химииУчитель химии МБОУ СОШ №79 г. о. СамараЯзрикова Любовь Михайловна
«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта;чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».
С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель.
Расстановка степеней окисленияЗадавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает?Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция. если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая.Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановительЕсли оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного балансаЕсли какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) — его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставленыПредпоследним уравнивается водородпо кислороду мы только проверяем
Расстановка степеней окисления:а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин РН3 — степень окисления у фосфора — отрицательная;б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома С учтено в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления −3в) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5, +7;г) двойные оксиды: Fe3O4, Pb3O4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
2. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот3. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.
. .KMnO4 + восстановители →
Повышение степеней окисления марганца
Дихромат и хромат как окислители.
Cr+3 + очень сильные окислители → Cr+6 (всегда независимо от среды!)
Азотная кислота с металлами.— не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота
Сера + щёлочь → 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении)
Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:Al, Cr, Fe, Be, Co.
Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.
С 2. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Задание С2 предложено в двух форматах. В одних вариантах КИМ оно будет предложено в прежнем формате а в других в новом, когда условие задания представляет собой описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет отразить посредством уравнений соответствующих реакций.
С2.1. (прежний формат) – 4 балла. Даны вещества: оксид азота (IV), медь, раствор гидроксида калия и концентрированная серная кислота. Напишите уравнения четырех возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.С2.2.(В новом формате) – 4 балла. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
1 или 2 реакции обычно «лежат на поверхности», демонстрируя либо кислотные, либо основные свойства веществаВ наборе из четырех веществ, как правило, встречаются типичные окислители и восстановители. В этом случае как минимум одна представляют собой ОВРДля написания реакций между окислителем и восстановителем необходимо:1. предположить, до какого возможного значения повысится степень окисления атома-восстановителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять;2. предположить, до какого возможного значения понизится степень окисления атома-окислителя и в каком продукте реакции он будет ее проявлять.
Даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия, кислород.Даны четыре вещества: оксид азота (IV), иодоводород, раствор гидроксида калия, кислород.
С 3. Генетическая связь между основными классами органических веществ
Общие свойства классов органических веществОбщие способы получения органических веществСпецифические свойства некоторых конкретных веществ
Взаимопревращения углеводородов и кислородсодержащих органических веществБольшинство превращений Углеводородов в кислородсодержащие соединения происходит через галогенпроизводные при последующем действии на них щелочей
Основные превращения бензола и его производныхОбратите внимание, что у бензойной кислоты и нитробензола реакции замещения идут в мета-положениях, а у большинства других производных бензола – в орто и пара-положениях.
Получение азотсодержащих органических веществ
Взаимопревращения азотсодержащих соединенийНеобходимо помнить,что взаимодействие аминов с галогеналканамипроисходит с увеличением числа радикалов у атома азота.Так можно из превичныхаминов получать соли вторичных, а затем из них получать вторичные амины.
Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединенийОкислителями спиртовчаще всего являютсяоксид меди (II) или перманганат калия, а окислителямиальдегидов и кетонов - гидроксид меди (II),аммиачный раствор оксида серебра и другие окислители
Получение производных карбоновых кислотСектор 1 – химические реакции с разрывом связей О-Н (получение солей)Сектор 2 – химические реакции с заменой гидроксогруппына галоген, аминогруппу или получение ангидридовСектор 3 – получение нитрилов
Генетическая связь между производными карбоновых кислот
Типичные ошибки при выполнении задания СЗ: незнание условий протекания химических реакций, генетической связи классов органических соединений; незнание механизмов, сущности и условий реакций с участием органических веществ, свойств и формул органических соединений; неумение предсказать свойства органического соединения на основе представлений о взаимном влиянии атомов в молекуле; незнание окислительно-восстановительных реакций (например, с перманганатом калия).
С 4. Расчёты по уравнениям реакций
Классификация задач
Расчёты по уравнениям реакций.Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18 % -ного раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл) и 50 г 1,56 % - ного раствора Na2S пропустили через 64 г 10,5% - ного раствора нитрата свинца. Определите массу соли, выпавшей в осадок.
II. Задачи на смеси веществНа нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл). рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот.
III. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип соли»)Аммиак объёмом 4,48 л (н.у) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.
IV. Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе по уравнению материального балансаОксид, образовавшийся при сжигании 18,6 г фосфора в 44,8 л (н.у.) кислорода, растворили в 100 мл дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю ортофосфорной кислоты в полученном растворе.
Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального балансаКакую массу гидрида лития нужно растворить в 200 мл воды, чтобы получить раствор с массовой долей гидроксида 10%? Какой цвет приобретёт метилоранж при добавлении его в полученный раствор? Запишите уравнение реакции и результаты промежуточных вычислений.
- при определении массы раствора без учета массы выделившегося газа или осадка;при определении массовой доли растворенного вещества в растворе, полученного при смешивании растворов с различной массовой долей растворенного вещества; при определении количеств веществ, вступающих в реакцию.
С 5. Вывод молекулярной формулы вещества
Вывод формул
Для нахождения молекулярной формулы вещества необходимо знать
Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по массе.
2. При монохлорировании углеводорода, содержащего 83, 72 % углерода образовалось два изомерных хлорпроизводных – первичное и третичное. Установите строение углеводорода, дайте ему название и составьте структурные формулы продуктов хлорирования.
3. На нейтрализацию 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты потребовался раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия. Определите формулу кислоты.
4. Одно и то же количество алкена при взаимодействии с хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при взаимодействии с бромом -4,04 г дибромпроизводного. Определите состав алкена.
5. При сгорании вторичного амина симметричного строения образовалось 44,8 мл углекислого газа, 5,6 мл азота (при н.у.) и 49,5 мг воды. Определите молекулярную формулу амина.
Спасибо за внимание
Изображение книг на фоне букв ЕГЭ http://karambolala.ru/gai-himiya-2013-vse-varianty-7-iyunya-centr.htmlАнимация химического прибора http://testonline62.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-9Изображение совы на учебниках с карандашом http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1079-sh-520-fw-854-fh-448-pd-1&p=13&tex Габриелян, О.С., Решетов, П.В., Остроумов, И.Г. и др. Готовим¬ся к единому государственному экзамену: Химия. - М.: Дрофа, 2003.Дерябина Н.Е. Химия. Минисправочник школьника и абитуриента «Органическая химия в реакциях», ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2011 ДоронькинВ.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5), Легион, Ростов–на-Дону, 2011г.Егоров, А.С. Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003