Урок химии 9 класс разработал учитель МОУ «Усть-Катунская оош» Бородулин А.В. Немало сера знаменита, И в древности ее Гомер воспел, С ней много тысяч лет прожито, И человек в ней пользу разглядел. 900igr.net
Сера принадлежит к числу веществ, известных человечеству испокон веков. Ещё древние греки и римляне нашли ей разнообразное практическое применение. Куски самородной серы использовались для совершения обряда изгнания злых духов. Так, по легенде, Одиссей, возвратившись, в родной дом после долгих странствий, первым делом велел окурить его серой. Много упоминаний об этом веществе встречается в Библии. В Средние века сера занимала важное место в арсенале алхимиков. Как они считали, все металлы состоят из ртути и серы: чем меньше серы, тем благороднее металл. Практический интерес к этому веществу в Европе возрос в XIII—XIV вв., после появления пороха и огнестрельного оружия. Сера – от санскритского слова сира – «светло-желтый».
В живой природе: Входит в состав животных и растительных белков, витаминов, гормонов. Сера – относится к числу распространенных элементов: земная кора содержит 0,047% серы по массе, Земля в целом – 0,7%. Основные месторождения самородной серы: Мексика, Польша, США, Япония, Италия, в России – по берегам Волги.
Самородная сера, серный колчедан FeS2, медный колчедан CuFeS2, свинцовый блеск PbS с цинковой обманкой ZnS Ангидрит CaSO4, гипс CaSO4∙2H2O и гипс пластинчатый
nº=16 p+=16 ē=16 Z=+16 Степени окисления серы: −2 (окислительные свойства); 0; +2, +4, +6 (восстановительные свойства). Сера входит в главную подгруппу шестой группы, третий период (малый). Сера – неметалл 1s22s22p63s23p4
Сера – твердое кристаллическое вещество, не имеет запаха Не растворяется в воде. Хорошо растворяется в сероуглероде Плохо проводит тепло и электричество. Она типичный диэлектрик (изолятор)
Реагирует с металлами (искл. золото, платина и рутений): 2Na + S = Na2S; 2Al + 3S = Al2S3; Нg + S = HgS (демеркуризация) Реагирует с неметаллами (искл. азот и иод ): H2 + S = H2S; O2 + S = SO2 Реагирует со сложными веществами: 3S + 2KClO3 = 2KCl + 3SO2; S + 2H2SO4(конц.) = 3SO2 + 2H2O; 3S + 6KOH = K2SO3 + 2K2S + 3H2O
Поместите в пробирку кусочек серы величиной в половину горошины и слегка нагрейте, чтобы сера прилипла к стеклу. Внутри пробирки к стенке прилепите влажную лакмусовую бумажку синего цвета. Повернув пробирку вверх дном, наполните ее водородом из прибора для получения газов. Приложите к отверстию пробирки сложенный вдвое листок фильтровальной бумаги, смоченный раствором нитрата свинца, прижмите его пальцем. Не отнимая пальца от отверстия пробирки, нагрейте ее на спиртовке. Какие изменения произошли с лакмусом и нитратом свинца? Осторожно понюхайте содержимое пробирки – ощущается запах сероводорода.
Заполните кислородом колбу емкостью 250–300 мл. Заполнение проверьте тлеющей лучиной, поднеся ее к краю сосуда. Прикройте колбу стеклянной пластинкой. В железную ложку поместите кусочек серы и зажгите его от пламени спиртовки. Как горит сера на воздухе? Внесите горящую серу в колбу с кислородом. Как она теперь горит?
Сера ромбическая Сера пластическая Сера моноклинная Цвет – лимонно-желтый; tпл. = 112,8ºС; ρ = 2,07г/см3 Цвет – медово-желтый; tпл. = 119,3ºС; ρ = 1,96г/см3 Цвет – темно-коричневый; tпл. = 444,6ºС; ρ = 1,96г/см3 При нормальных условиях все модификации серы с течением времени превращаются в ромбическую
В пробирку объемом 10 мл поместите мелкие кусочки серы и нагрейте ее до расплавления (при 119OС). При дальнейшем нагревании сера темнеет и загустевает (максимальное загустевание при 200О С). Пробирку с загустевшей серой на мгновение переверните вниз отверстием – сера не выливается. Продолжайте нагревание. Сера снова разжижается и при 445ОС начинает кипеть. В этот момент разжиженную серу вылейте в чашку с водой; в воде застывает пластическая сера. Достаньте ее стеклянной лопаточкой, убедитесь в пластичности растягиванием.
Неполное окисление сероводорода: 2H2S + O2 = 2S↓ + 2H2O (недостаток O2). 2. Реакция Валенродера: 2H2S + SO2 = 3S↓ + 2H2O
S
Аршанский, Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 176 с.: ил. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. А.М.Прохоров. – 3-е изд., Т. 23 – М.: Советская Энциклопедия, 1976. – 640 с. с ил. Габриелян, О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с. Глинка, Н.Л. Общая химия. Учебное пособие для вузов. – 21-е изд., стереотипное. / Под ред. В.А. Рабиновича − Л.: Химия, 1980. − 720 с., ил. Немчанинова, Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы VI группы периодической системы Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1976. – 128 с.: ил. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с.: ил. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 640 с.: ил. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия /Авт.-сост. Л.А. Савина; Худож. А.В. Кардашук, О.М. Войтеко. – М.: ООО Изд-во АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с. Методика преподавания химии в школе. Практические занятия. 9 – 10 классы / Г.С. Качалова, О.А. Олейникова. – Новосибирск: НГПУ, ОблЦИТ.