Генетическая связь между классами неорганических веществ Урок химии. Учитель: Антонова Е.Л.
Цели: опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.
План урока:1.Повторить классификацию неорганических веществ. 2.Проверочная работа по классификации веществ. 3.Составление генетических рядов и формулирование определения генетической связи.
План урока:4.Выполнение упражнений на составление генетических рядов и уравнений реакций по ним. 5.Выводы. 6.Домашнее задание.
Классификация неорганических веществ
Распределите данные вещества по классам CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.
Из веществ, формулы которых были предложены в самостоятельной работе, выберите те, которые можно объединить в две группы
Ответ:1. Ca, CaO, Ca(OH)2, CaCO3, 2. C, CO2 , H2CO3, CaCO3,
Вывод:В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Определение:Связь между классами неорганических соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической, она отражается в генетических рядах.
Генетический ряд металлаГенетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которого положен один и тот же металл. Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3
Генетический ряд неметаллаГенетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которого положен один и тот же неметалл. C CO2 H2CO3 CaCO3
Наиболее важными признаками генетических рядов являются:1.Все вещества одного ряда должны быть образованы одним химическим элементом. 2.Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ. 3.Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями.
Уравнения реакций к генетическому кальция (Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3):2Ca + O2 = 2 CaO CaO + H2O = Ca(OH)2 Ca(OH)2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O
Уравнения реакций к генетическому ряду углерода C CO2 H2CO3 CaCO3:C + O2 = CO2 CO2 + H2O = H2CO3 Ca(OH)2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O
Упражнения:Составить уравнения реакций для генетических рядов: 1. Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu 2. P P2O5 H3PO4 Ca3 (PO4)2 3. Si SiO2 Na2SiO3 H2SiO3 SiO2 Si
Проверь свои знанияИз перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций. Nа , Ва S О4, SО2, Ва, КСI, РЬО, Zn S О4, Ва(ОН)2, СО2, ВаО.
Выводы:1.Металлы и неметаллы образуют генетические ряды. 2.Между простыми и сложными веществами, представителями разных классов, существует генетическая связь. 3.Знание генетической связи позволяет получать новые вещества.
Домашнее задание: 1 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Mg MgO M g(OH)2 MgSO4 2 уровень. Составить уравнения реакций для ряда: Al AL2O3 AL(OH)3 ALCL3 3 уровень. Составить генетический ряд серы и записать соответствующие уравнения реакций.