Занимательная дидактика на уроках химии Учитель химии МОУ СОШ №77 Баранова О.В.
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» о.Бальзак
Занимательная дидактика Способна вызвать : • любопытство, •удивление, •восхищение, •радость познания, вследствие этого у учащихся появляется искреннее желание • понять, •запомнить, • применить.
Тема «Введение» 8 класс Задание №1 . Перечислите вещества, которые упоминаются в отрывке Стихотворения Н.С.Гумилёва «Капитаны»: И кажется, в мире ,как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга С деревьев стекают душистые смолы, Узорные листья лепечут : «Скорей! Здесь реют червоного золота пчёлы, Здесь розы краснее , чем пурпур царей!»
Задание 2 «Построй фигуры» Химический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков и их изображения. Каждому ученику выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента (рис. 1, 2). Учитель в определенной последовательности называет химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор), а школьники соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности. В результате должны получиться определенные фигуры (рис. 3, 4).
Для усложнения задачи на листе нанесены химические символы элементов, не входящих в диктант. Такая форма химического диктанта предполагает множество вариантов.
Тема «соединения химических элементов» 8 класс смеси и чистые вещества Задача 1. 5 г некоторого порошка растворили в малом количестве кипящей воды . При охлаждении из раствора выпало 3 г кристаллов. Они были отфильтрованы и снова растворены в таком же объёме кипящей воды ; теперь при охлаждении выпало 2,9 г кристаллов. Был ли порошок чистым веществом или смесью?
Тема «Соединения химических элементов» 8 класс Любовный треугольник. Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения. Несчастный фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная ее едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым. О каких явлениях идет речь?
«Бинарные соединения» - Нитратовна, а смогла бы ты по фотографии одного родственника нашего жильца RH3 найти фотографию другого?- спросила подругу Хлоровна. -Нешто я да не смогу При моём-то уму, Чай, не лаптем щи хлебаю, Что к чему соображаю. Каков ответ Нитратовны? а)RО2 б)R2О5 в)R2 О3 г)RО3
Тема «Массовая доля компонента смеси» 8 класс Задание 1. Ж.Верн «Опыт доктора Окса» О чём говорят доктор Окс и его ассистент: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах…»
Тема «Массовая доля растворённого вещества » 8 класс Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый , ибо этот остался без отпавшего рукава. Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долей НСl , равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе. Какая масса хлороводорода осталась в колбе?
Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%. Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.
Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизала из банки собака Алиса , пока её хозяева ходили по магазинам. Алисе показалось, что во всей 400-граммовой банке молока сахара было 180 г.
Тема «Металлы» 9 класс 1. Любитель ходить в гости Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил -неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали , в результате чего жилец массой 0.8 г исчез, а вместо него образовалось 1.12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
Задание №2 Пропал породистый оксид, принадлежащий жильцу одной из квартир 3-его подъезда. Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Нашедшим гарантируется вознаграждение. Ответ:Al2O3 (амфотерный оксид)
В библейской легенде «Юность Давида» описан его первый противник: «Тут выходит из рядов филистимлян могучий великан по имени Голиаф. Держит он в руке … копьё, на голове у него сверкает … шлем,на руках - …налокотники, на груди – панцирь, на ногах – … поножи. А впереди идёт мальчик-оруженосец и из последних сил несёт тяжёлый … меч Голиафа» Вставьте в пропуски названия металлов, из которых могли быть сделаны оружие и доспехи . Обоснуйте свой выбор с учётом исторического периода и физических свойств металлов.
о каких явлениях пишет Буссенар в книге «похитители бриллиантов»? Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился … и получилось именно то , что называют негашеной известью. Оставалось только ,чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла , стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти … Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока с презренными негодяями.
Тема «сера и её соединения» 9 класс Задание О каких явлениях идёт речь в стихотворении Ю.Кузнецова »Тайна Чёрного моря»? Трясся Крым двадцать восьмого года, И вставало море на дыбы, Испуская, к ужасу народа, Огненные серные столбы. Всё прошло. Опять гуляет пена, Но с тех пор всё выше, всё плотней Сумрачная серная геенна Подступает к днищам кораблей.
Речь идет об окислительно-восстановительных процессах: 2H2S + О2 = 2 Н2О + 2S ; 2H2S + ЗО2 = 2 Н2О + 2SО2
О каких соединениях серы упоминал А.С. Пушкин в стихотворении : «…Тогда услышал я (о диво !) запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо, Иль карантийный страж курил жаровней серной, Я, нос себе зажав, отворотил лицо…»
К. Брюллов «Последний день Помпеи» Вопрос: «Что вызвало гибель людей ?»
«На поворотах Келасура намывало маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасуру, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек, веселых и невесомых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а …» К. Паустовский «Бросок на юг» Ответ : это серный колчедан
Тема : «фосфор» 9 класс Объясните, почему описание , приведённое Артуром Конан Дойлом в рассказе «Собака Баскервилей» нереально?
« - Боже мой! –прошептал баронет.- Что это было? Где оно? - - Его уже нет, - сказал Холмс. – с привидением, которое преследовало ваш род, покончено навсегда. Чудовище лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистопородный мастиф , а , видимо, помесь – поджарый страшный пёс величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами . Я дотронулся до этой светящейся головы и ,отняв руку ,увидел , что мои пальцы тоже засветились в темноте. - - Фосфор ,- сказал я .»
Тема «Алканы» 10 класс Б. Васильев «А зори здесь тихие» Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от неё, что Лиза инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону. А ноги сразу потеряли опору. Повисли где- то в зыбкой пустоте. И топь мягкими тисками сдавила бёдра.» Какой газ явился причиной гибели Лизы Бричкиной?
Это метан
«Многоатомные спирты» 10 класс «Выпарив глицерин в водяной бане , Сайрес Смит подлил к нему азотную кислоту и получил , не применяя охлаждающей смеси ,несколько капель тяжёлой маслянистой жидкости. Он принёс сосуд с жидкостью к товарищам и сказал: Вот вам.» (Ж.Верн «Таинственный остров») Напишите уравнение реакции, которую осуществил Сайрес Смит и назовите полученное вещество
Химические загадки А ну , скорей снимите шляпы! Я дочь космического папы. И вездесуща , и легка - Я - лёд, я - пот, я –облака, Я - иней , чай , бульон ,туман, Река , ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю, А от мороза – застываю. (Вода) 3.Горит лиловым в кислороде, Свободным нет его в природе. Но соль находит примененье Как для растений удобренье. (Калий) 2.Предупреждаю всех заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как - будто бы не слышат И постоянно мною дышат.. (Азот) 4.Ему не страшно окисленье, Пластичностью не превзойдён И в кислоте без растворенья Хоть год держаться может он. Чтоб легче было догадаться, Мы подскажем вам, что он Может только растворяться В «царской водке» целиком. (Золото)
5.Серой тенью среди прочих Элементов я стою, Но в соединеньях прочных Я планеты создаю! И хотя порой блистаю Я в коронах королей, Чаще строить помогаю От дворцов до кораблей. Придаю красу моделям, Блеск и стойкость башмакам, Надо – становлюсь я клеем, Надо – воплощусь в стакан. Даже в том, что эти строки К вам пришли на монитор, Есть моя заслуга, точно! Так что кончим разговор. Если с химией ты дружишь, Адрес мой тотчас найдёшь, Моё имя обнаружишь И призванья назовёшь. ( Кремний) 6. тяжёлый, жидкий и пахучий Подвижный, сильно ядовит. Удушлив и весьма летучий Сквозь поры пробки он летит. В солях почти везде бесцветен, Есть в Сахском озере в Крыму, Лечебным действием отмечен И всем известен потому. (Бром) 7.Обычно белый, как мука, От йода я синею. Боюсь я только кипятка: В нём сразу стану …клеем. (Крахмал)
Ребусы Ответы: Железо, азот, германий, галлий, медь, олово, натрий, полоний.
Ответы: Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.
Кроссворды Кроссворд «НЕМЕТАЛЛЫ» Самый распространенный неметалл атмосферы нашей планеты. Самый легкий инертный газ. Самый твердый неметалл. Неметалл с металлическим блеском. Аллотропное видоизменение углерода. Жидкий неметалл. Аллотропное видоизменение кислорода. Это свойство не характерно для неметаллов, за исключением графита. Самый распространенный неметалл земной коры. Агрегатное состояние серы.
Спасибо за внимание! Приглашаем на чаепитие!