Цель урока: Цель урока: Обобщение знаний о строении атома, изотопах, формирование понятия «химический элемент», закрепление знаний о структуре Периодической Системы и изменении свойств элементов в периодах и группах.
Учебный Элемент – 1. РАЗМИНКА «Знаки химических элементов» Задание 1. (работаем вместе) - Под диктовку учителя запишите в строчку знаки химических элементов Задание 2. (индивидуальная работа) Выполняем задание по карточке
Карточка Задание: Выявите соответствие сведений в 1, 2 и 3 столбцах; Допишите недостающие цифры. Например: 1 - 9 – 5 Название Химический знак Произношение химического знака 1. Гелий 1.O 1. Аргон 2. Азот 2. F 2. Алюминий 3. Кислород 3. Al 3. Аш 4. Фтор 4. Si 4. Магний 5. Аргон 5. C 5. Гелий 6. Алюминий 6. N 6. О 7. Водород 7. Mg 7. Эн 8. Кремний 8. Ar 8. Фтор 9. Углерод 9. He 9. Силициум 10. Магний 10. H 10. Це
Учебный Элемент – 2. Строение атома Задание 1 Ответьте на вопросы учителя и заполните таблицу: Вопросы: Что такое элементарные частицы атома? Что называется протоном, нейтроном, электроном? Что такое нуклоны? Чему равен заряд протона, нейтрона, электрона? Как обозначают протоны, нейтроны, электроны? Где находятся эти частицы в атоме?
Заполните таблицу: «Элементарные частицы атома» название обозначение заряд масса местонахождение протон нейтрон электрон
Задание 2. Выполните тест. В ядре атома алюминия протонов … а) 26; б) 13; в) 27. Масса атома алюминия … а) 26; б) 13; в) 27. Электронов в атоме алюминия … а) 26; б) 13; в) 14. Нейтронов в атоме алюминия … а) 27; б) 13; в) 14. Энергетических уровней в атоме алюминия … а) три; б) два; в) четыре.
Учебный Элемент – 3. Изотопы Относительная атомная масса. 1.Что общего в строении этих атомов? 2.Чем данные атомы отличаются друг от друга? 3.Атомы одного или разных химических элементов показаны на рисунке? 4. Что такое изотопы?
Задание 2 (индивидуальная работа) Найдите среди элементов изотопы 17 Э 14 Э 18 Э 7 Э 16 Э 8 6 8 3 8 Изотопы какого химического элемента даны? Задание 3 (работа с таблицей, работаем все вместе) По таблице найдите относительную атомную массу для следующих химических элементов: азот, сера, магний, углерод, алюминий, фосфор.
Задание 4 Заполнить пропуски Изотопы имеют ______________ число протонов в ядре и ____________ число нейтронов, поэтому у них разная _____________; Химический элемент – совокупность атомов с __________________ зарядом ядра, т.е. совокупность ______________; Химические свойства изотопов одного и того же элемента________________, т.к. они имеют ______________ заряд ядра (число протонов), _________________ число электронов, в том числе и на _________________ уровне.
Проверяем 4 –е задание Выводы: Изотопы имеют одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, поэтому у них разная масса; Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е совокупность изотопов; Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковые, т.к. они имеют один и тот же заряд ядра (число протонов), одинаковое число электронов, в том числе и на внешнем уровне.
Учебный элемент -4 «Строение электронных оболочек атомов» Задание -1. (работаем вместе) + 13 + 11 + 1 + 8 + 6
Задание -2. (индивидуальная работа) А) Выпишите схему, отражающую правильное расположение электронов в атоме элементов: 2е, 8е, 18е 3е, 8е, 4е 2е, 9е 1е 2е, 8е, 3е 3е, 8е, 2е. Б) Соотнесите название элемента и число электронов на внешнем уровне. Элементы: 1) азот 2) углерод 3) магний Число электронов на внешнем уровне: А) 2 Б) 5 В) 4
Задание -3. (Работа по парам) Опросите друг друга по вопросам: какие химические элементы относятся к металлам, 2)неметаллам, 3)благородным газам? Запишите по 3 примера в таблицу (знаки химических элементов). Проверьте друг друга. Металлы Неметаллы
Учебный Элемент – 5. Структура Периодической Системы.
Вопросы кроссворда 1. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядер атомов. 2. Самый активный неметалл в периодической системе. 3. Элемент под № 10 в периодической системе. 4. Мельчайшая, химически неделимая частица. 5. Разновидности атомов одного химического элемента с одинаковыми зарядами ядер, но разной массой. 6. Ученый, создавший периодическую систему химических элементов. 7.------?
Тест 2. 1.Распределение электронов по энергетическим уровням для атома кремния : 1)2,8,2 2)2,8,4 3)2,8,3 4)2,8,5 2.В атоме алюминия число энергетических уровней равно: 1)2 2)3 3)4 4)1 3.Число энергетических уровней, по которым распределены электроны в атоме, равно 1)порядковому номеру элемента 2)номеру периода 3)номеру группы 4)заряду ядра 4Число полностью заполненных энергетических уровней в атоме кальция равно: 1)1 2)2 3)3 4)4 5. Элементу с атомным номером 17 соответствует электронная схема атома 1)2,7 2)2,8,3 3)2,8,7 4)2,8,8 6.Электронная схема 2,8,8,2 соответствует атому: 1)алюминия 2)магния 3)аргона 4)кальция
Учебный Элемент – 6. Изменение свойств Задание 1 Укажите знаком « » ослабление металлических свойств в следующих тройках элементов. Na- Mg- Al Li- Na-K Укажите знаком « » усиление неметаллических свойств в следующих тройках элементов S – P – Si F – Cl- Br
Задание 2 (индивидуальная работа) Вставить пропущенные слова: 1.Сложная электронейтральная система, состоящая из протонов, нейтронов, электронов называется ………… 2.В пределах одной и той же группы П.С.(в главной подгруппе) сверху вниз ……………. свойства усиливаются. 3.В пределах одного и того же периода слева направо металлические свойства ………………, а неметаллические ………………….. 4.Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра называется ………………………… 5.В пределах одного и того же периода слева направо заряд ядра …………………, число электронов на внешнем уровне ……………………, радиус атома ………………. Слова: (увеличивается, растет, атом , металлические, химический элемент, уменьшаются, не изменяется, усиливаются, ослабевают, уменьшается)
Подведение итогов урока. Рефлексивный тест Я повторил(ла) весь изученный материал Мне это пригодится в жизни На уроке было над чем подумать На все возникшие у меня вопросы я получил(ла) ответы На уроке я поработал(ла) добросовестно