Теория и методика школьного исторического образования в России © С.К. Свечников [email protected]
Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования 1988 – 1992 гг. – распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к построению новой системы.1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему.1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования.C 2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.
Проблемы построения современной системы исторического образования Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациямиПоиск соотношения российского и международного опытаОпределение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной)Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом
Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе
Топические уровниВ.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой
Линейная структура (1934 -1959, 1965-1993 гг.) Достоинствапоследовательно раскрываются этапы развития общества;предстает широкая панорама прошлого;имеется возможность свободного обзора основных событий;помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности;сведена к минимуму опасность дублирования тем;общее содержание легко поддается корректировке.Недостаткиизучение ранних периодов истории только в V-VIII классах;история преподается бегло, «галопом по Европам»;преподаватели акцентируются на информативных задачах преподавания;выпускники основной школы не получают знания по всему школьному курсу истории.
Концентрическая структура (1959 -1965 гг. и с 1993 г.) Недоработки 1959-65 гг.не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов;сократился запас фактических знаний;ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;упрощенное толкование событий, описательность;неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной историиПреимущества нового вариантаисторическое образование превращается в постоянный, последовательно усложняющийся процесс;более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории;в старших классах события ранней истории рассматриваются на более высоком проблемно-теоретическом уровне;возможность систематизации и обобщения исторического материала во втором концентре;профильное и модульное обучение во втором концентре, ориентированное на интересы и профориентацию старшеклассников
Пропедевтический курс Традиционный вариантКурс «Рассказы по истории Отечества»Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого РоссииГлавные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п.Новые вариантыКурсы, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплиныАкцент переносится на формирование образного мышления и развитие эмоциональной сферы школьниковЦелью является развитие широкого круга умений, необходимых для активного и творческого изучения истории
Первый концентр Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи.Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1).Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.
Второй концентр К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества.Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов.Ориентация на развивающее обучение.Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем.Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.
УМК по истории
«Старые» учебники Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры.Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы.Стереотипы мышления, присущие советской историографии.Традиционная структура методического аппарата.
Учебники «нового поколения» Отказ от моноидеологии.В центре внимания люди.Понятийная система сменилась образной.Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции.Усиление доли фактологического материала.Информационная избыточность текста.Новые выразительные способы изложения.Многоуровневая система образов.Новый способ формулирования названий параграфов.Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний.Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари).Новая иллюстративная метасистема.Сквозная сеть вопросов и заданий.
Общие подходы к анализу урока Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников исторических представлений.Направленность всех педагогических действий на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости.Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира.Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся.Конструирование учебного занятия по «нарастающей».Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму.Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока.Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем
Типология названий уроков истории Время и место действия.Вопросительная форма.Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»).Заимствованное из художественных и исторических текстов.Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения.Проблемные ситуации (принцип «или-или»).Недописанные ключевые слова.Скрытый план.Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов.Вычленение учащимися ведущей проблемы.Графическое оформление.Расстановка учащимися знаков препинания.
Типология хронологических заданий Тесты на соотнесение года с веком.Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?»)Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры.Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности (), следствия ()).Рисунки по датам.Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы.Знакомство с календарями изучаемых стран.Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)
Типология картографических заданий Универсальные: - локализация исторических фактов по карте; - анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников;- локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач;- творческие образные задания.Тесты:- с несколькими вариантами выбора;- восстановление соответствия;- группировка по разнообразным критериям;- соотношения по аналогии;- «исключение лишнего»;- определение последовательности;- с ограничениями на ответы.Картографический диктант.Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения).Задания, рассчитанные на образное воображение.Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов.Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п.Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.
Тестовые задания для проверки формализованных знаний I. Тесты специальных способностей и достижений:с несколькими вариантами выбора;альтернативные задания;восстановление соответствия.II. Тесты интеллекта:группировка исторической информации;определение аналогии;«исключение лишнего».III. Тесты со свободными ответами:с ограничениями на ответы (заполнение пропусков в тексте);со свободными ответами.
Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся.Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи.Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
Формы итоговой аттестации учащихся Экзаменационные билетыСобеседованиеРефератыЕГЭ
Дополнительная литература Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002.Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1999.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., 2002.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., 2003.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., 1999.Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1998.Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., 2006.Историческое образование в современной школе: Альманах. М., 2004. Вып.1-4.Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., 2000.Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., 2001.Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2001.Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.).Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., 2006.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.