Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через использование информационно – коммуникационных технологий(из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ №1 р.п.Мокроус Демидовой Т.Л.)11.05.2011 г.
Использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий позволит достичь ожидаемых результатов:Повысить качество обучения за счет новизны деятельности, интереса работы с новыми источниками информации;Перейти с вербальных методов обучения истории на методы поисковой, творческой, проектной деятельности; Повысить уровень мотивации учебной деятельности ;
При реализации своей методической темы опираюсь на такие принципы педагогической деятельности, как:Принцип ИКТ – технологий, т.е. совокупность информационных, телекоммуникационных, коммуникативных и Интернет – технологий;2. Принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность обучающегося;3. Принцип гуманизма: ученик – главная ценность для педагога;4. Принцип познавательной деятельности: через самостоятельную, творческую деятельность к получению нового знания.
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории позволяет разработать и организовать проведение таких форм урока как: урок – презентация, который готовится не только учителем, но и учащимися, которые представляют свои творческие находки; урок – защита проекта, где сами обучающиеся представляют результаты исследовательской деятельности.Такая форма урока дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, в алгоритмическом порядке, создает большие возможности по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приводит к полному и качественному усвоению знаний. Пример таких работ можно увидеть на странице моего сайта: http://dtl11.ucoz.ru/load
Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов активно использую образовательные ресурсы сети Интернет. Возможности моего кабинета истории позволяют мне успешно использовать данные ресурсы сети Интернет и в режиме on – line, непосредственно на уроке. В частности, при изучении курса Всеобщей истории в 10-11 классах, большую поддержку оказывает сайт Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collechion.edu.ru где представлен богатый материал по каждой теме курса (интерактивные задания, карты, схемы, таблицы и т.д.). А использование интерактивной доски помогает реализовать данный материал в полном объеме.
На своем сайте http://dtl11.ucoz.ru/index/istorija_rossii/0-6предлагаю учащимся большой выбор Интернет – ресурсов для подготовки к урокам и мероприятиям исторической тематики, которыми они могут пользоваться в свободном режиме
Электронные сборники – тренажеры:
Учитывая значимость подготовки обучающихся к ЕГЭ, на своих уроках и консультациях, использую технологию интерактивного тестирования. Данный вид тестирования дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. При проведении такого тестирования использую возможности кабинета информатики.http://dtl11.ucoz.ru/index/interaktivnye_testy/0-14
Активное использование информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения и воспитания позволило мне принять участие в конкурсах различных уровней, где основным критерием являлось – использование ИКТ - технологий. 2007Всероссийский конкурс «Учитель – учителю»2008Областной конкурс «Методическая шкатулка»Районный конкурс«Конкурс методических разработок с использованием ИКТ»2010 г.Областной фестиваль«Полет идей и вдохновенья»
Совместная творческая деятельность учителя и учащихся по использованию информационно – коммуникационных технологий способствовала развитию ИКТ компетенций учащихся, что позволило им активно использовать свои знания для создания презентаций и разработки проектов. В 2008 году две группы учащихся принимали участие в Областном конкурсе школьных команд по созданию электронных образовательных ресурсов:1Герасимова Татьяна, Иванкина Елена, 9 кл. Была ли зависимость Руси от Золотой Орды.2Дымолазова Кристина, Кузнецова Ольга, Лесняк Сергей, Лифенко Ирина, 5 кл.Ученые Древней Греции
Весь мой методический материал, мои достижения и достижения моих учеников, результаты обобщения и распространения собственного опыта работы представлены в портфолио, которое находится на моем личном сайте, а также на страницах сетевого сообщества учителей истории и обществознания «Открытый класс»:http://www.openclass.ru/node/192990 и ProШколу.ru.:http://www.proshkolu.ru/user/DemidovaTL/folder/
Опытом работы по использованию информационно – коммуникационных технологий делилась как на районном, так и на региональном уровне:Региональная VI Научно – практическая конференция «Информатизация образования: перспективы, опыт, проблемы»
В результате использования на уроках информационно – коммуникационных технологий возрастает познавательный интерес учащихся к предмету, развиваются навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся, повышается качество знаний по предмету.
Внеурочной деятельности по своим предметам уделяю особое внимание, так как во внеурочное время повышается интерес к предмету, а это в свою очередь является непременным условием для улучшения качества обучения. Ежегодно провожу занятия по подготовке учащихся 10-11 классов к олимпиадам и конкурсам. Именно на таких занятиях развиваются познавательные способности, интеллектуальные умения и ценностные ориентации школьников, учащиеся вовлекаются в активную деятельность.
На протяжении четырех лет сотрудничаю с издательством г.Москвы «Вентана - Граф», апробируя учебники:«История. Введение в историю», автор А.Н.Майков;«История древнего мира», авторы Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В.;История средних веков,6 класс;Всеобщая история, 7 класс.Всеобщая история, 8 класс, авторы В.В.Носков, Т.П.Андреевская История России, 8 класс, авторы Н.Н.Лазуркова, О.Н.ЖуравлеваОбществознание, 8 класс, О.Б.Соболева, В.Н.Чайка
Комплект УМК по истории представлен учебниками:
Обобщение и распространение опыта
Повышение квалификации: