Культура Беларуси во второй половине XVII –первой половине XVIII в
Условия развития культуры Беларусии "Разрушающий век" анти- феодальная война 1648-1651 гг. Северная война 1700-1721 гг. Война России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Усиление процесса окатоличи- вания Распростра- нение идей Просвещения
1. Развитие образования и науки происходило в условиях окатоличивания и полонизации населения, против чего было направлено обучение в православных школах при братствах – добровольных и кульурных объединениях горожан. С 1697 г. государственными языками в РП были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям.
Центром образования и науки была Виленская академия (университет) –бывший иезуитский коллегиум, преобразованный в высшее учебное заведение привилеем короля Речи Посполитой, утвержденным папой римским в 1579 г. Первым ректором академии был известный иезуит Петр Скарга.
Самым популярным учебником до середины XIX в. считался «Логика», изданный преподавателем академии философом Мартином Смиглецким
В связи с распространением Реформации в ряде городов действовали кальвинистские школы, среди которых самой известной стала гимназия в Слуцке, основанная князем Янушем Радзивиллом.
Появились арианские школы, среди которых выделялась школа в Ивье (нынешняя Гродненская область) Ректор школы Ян Лициний Намысловский разработал специальную программу обучения детей и первое в Беларуси пособие по иностранным языкам.
Произошли изменения в программах, где значительное место стало отводится естественным наукам. Впервые как отдельный образовательный предмет стала изучаться история. Преподаватель Виленской иезуитской академии Войцех Коялович подготовил курс истории ВКЛ и опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы»
Среди известных ученых - Казимир Семенович - автор книги "Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме. Он одним из первых, создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полетов в космическое пространство Циолковского и Королева.
Лучшую в Европе карту ВКЛ подготовил Томаш Маковский , состоявший на службе у Николая Христофора Радзивилла Сиротки и живший в Несвиже Николая Христофор Радзивилл Сиротка
Делом всей жизни уроженца Брестчины Казимира Лыщинский стало размышление о человеке и его божьем начале. В трактате "О не существовании Бога" он писал: "Человек - создатель бога, а бог – создание человека. Таким образом, люди – творцы богов, и бог является не истинной сущностью, а созданием разума ...". Он высказывал мысль, что наша планета - не центр вселенной, избранной Богом, а один из немногих населенных объектов. Рукопись К.Лыщинского попала в руки церковников, которые потребовали смертной казни. К.Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре на площади в Варшаве по приговору суда Речи Посполитой, а пеплом зарядили пушку и выстрелили из нее.
3. Продолжалось развитие литературы и книгопечатания. Одним из наиболее значительных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, Вильнюсский университет.
С.Полацки стал учителем детей царя Алексея Михайловича, в том числе восьмилетнего Петра I, для которого С.Полацки опубликовал в открытой им типографии "Букварь языка словенского". По его инициативе была создана первая в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. По произведению С.Полацкага "Рифмологион", студент этой академии М.Ломоносов впервые познакомился с стихосложением. Славяно-грэко-латинская академия
С.Полоцкага считают первым в России профессиональным писателем. Он создал сборник "Ветроград многоцветный", в котором в алфавитном порядке размещены стихи, содержащие сведения из разных наук, - истории, географии ... С.Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открытого при царском дворе в 1672 г., в котором часть актеров составляли жители Беларуси, вывезенные с ее территории. Рукописи и издания С.Полацкага
Славные традиции книгопечатания продолжались в XVIII в., количество типографий увеличилось до 11. В 1776 г. вышла в свет первая газета на территории современной Беларуси - "Газета Гроденьска" (на польском языке). Книгоизданием в Амстердаме (Голландия) занялся уроженец Мстиславщины Илья Копиевич. Здесь он познакомился с молодым Петром I, по поручению которого подготовил и издал первое пособие по математике на русском языке. Приглашен в Москву, Копиевич выдал первые русскоязычные учебники по грамматике, риторике и др.. (более 20 книг).
3. С развитием искусства связано продолжение строительства дворцово-замковых комплексов среди которых выделялся замок в Гольшанах (теперь Ошмянский район Гродненской области), дворец Радзивиллов в Несвиже, Гродненский Новый замок, ставший королевской резиденцией и местом заседаний сеймов Речи Посполитойи др.. В первой половине XVIII в. сложился своеобразный архитектурный стиль – виленское барокко художественную систему которого разработал архитектор Ян Глаубиц, творивший в Вильно.
По проекту польского архитектора Я.Глаубица в 1743-1746 гг. был перестроен в стиле виленского барокко униатский Софийский собор в Полоцке, который значительно пострадал в годы Северной войны. Две ажурные башни, рассположенные по бокам здания, постепенно сужаются вверх и создают впечатление высоты и стройности собора.
В живописи ведущее место занимают портреты , представленные парадными, рыцарскими (сарматскими, так как магнаты и шляхта вели свое присхождение будто бы от древних сарматских племен), фамильными, надгробными, которые писались местными и иностранными мастерами.
На рубеже XVI-XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа, шедевром которой считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Богородицы». Это единственная икона, автор которой известен, так как он написал на ней свое имя.
Известнейшим памятником белорусской музыки стала «Полоцкая тетрадь», записанная итальянскими нотами, которые легли в основу современной нотной грамоты. При дворах магнатов действовали крепостные оркестры и капеллы, а при иезуитских коллегиумах и братских школах – школьные театры
4. Примером развития искусства стала деятельность белорусских мастеров в Москве, насильно вывезенных во время войны России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Значительная их часть оказалась в Москве, где мастеров поселили в Мещанской слободе.
Мастера из Беларуси во главе со шкловским резчиком Климом Михайловым создали пятиярусный, резной, позолоченный иконостас в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Пятиярусный иконостас
Они создали множество шедевров декоративно-прикладного искусства. Белорусские мастера украсили объемной позолоченной резьбой деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой.
Славой и популярностью пользовался ранее неизвестный в Москве многоцветный рельефный кафель: «муравленый» (с прозрачной зеленой глазурью) и «ценинный» (раскрашенный непрозрачной эмалью разных цветов).
Сделай тесты по теме: