Развитие культуры на белорусских землях в IX – середина XIII в. Религиозно-просветительские деятели
1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. Князь Изяслав основал в Полоцке епархию – большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали першыми христианами в Полацком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. Они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.
Ідал – каменная ці драўляная выява бога
2. Письменность Создание Полоцкого княжества, развитие хозяйства, постепенное установление княжеской власти вызвали потребность в знаниях и письменности. В головокружения. на Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука, составленная в 863 г. Кириллом и Мефодием (43 буквы).
О наличии письменности свидетельствовали надписи на т.н. Борисовых камнях, найденных в русле Западной Двины, а так же надпись на Рогволодовом камне возле Орши. В Бресте обнаружен деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита.
Исключительную ценность имеют берестяные грамоты - березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Грамоты обнаружены в Витебске и Мстиславле. Они свидетельствуют о том, что в городах грамотной была часть простых горожан, а их дети обучались грамоте.
В первой половине ХI в. началось летописание - запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В нач. ХIIв. Монахом Нестором была создана «Повесть временных лет" - летопись, содержащий сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе, битве на Немиге и других событиях жизни восточных славян.
Самой ранее рукописной книгой на тзрыторыи Беларуси является созданное в головокружения. "Туровское евангелие», украшенное заставками - большими разноцветными буквами. Материалом для книг служил пергамент - специально изготовленная кожа телят. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, которые закрывались пряжкой.
3. Религиозно-просветительские деятели XII в. Лица, которые способствовали расширению просвещения и грамотности на белорусских землях. В 12-летнем возрасте дочь Полотского князя Предслава, внучка Изяслава Чародея, тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Ефросинья основала женский и мужской монастыри переписывала церковные книги открыла в монастыре школу для молодых женщин
На склоне жизни она совершила религиозный подвиг - отправилась в Святую землю - Иерусалим, где и умерла. Евфросинья Полоцкая - первая женщина в восточных славян, которую церковь объявила святой. Она считается небесной покровительницей белорусском земли. 5 июня - день ее памяти Евфросинья Полоцкая
Кирилл Туровский - замечательный религиозный просветитель, епископ Турова: на некоторое время замуровался в небольшой манастырскай вежы (столпы) и жил отшельником (В изоляции от людей); писал "слова" (обращения к верующих), молитвы - исповеди, повести-притчи, которые имеют характер поучений; за красноречие еще при жизни прозванный Златоустом, который "паче всех воссиял на Руси".
4. Каменное зодчество– строительство из камней и кирпича, закрепленных раствором В сер. ХI в. в Полоцке при князе Всеславе Чародею построен Софийский собор. Это был третий храм такого типа на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. София имела 5 или 7 куполов. При строительстве использовался плоский кирпич - плинфа. За свою историю собор несколько раз разрушался и перестраивался.
По заказу Ефросиньи Полоцкой в ХII в. в Полоцке зодчим Иоанном за 30 недель построена Спасо-Преображенская церковь. Это первый в Восточной Европе здание, где появилась архитектурная деталь - кокошники. Церковь сохранилась в перестроенном виде. Здесь хранятся мощи (останки) Ефросиньи
Внутренняя поверхность храма была украшена фресками - росписями красками по свежей штукатурке. Фрески Спасо - Ефросиниевской церкви
Каменецкий башня 30 м высоты 13м в диаметр 2,5 м толщина стены «Белая вежа»
5. древнее искусство , Шестиконечный крест сделанный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. - шедевр декоративно - прикладного искусства. Поверхность обложены золотыми, а бока - серебряными пластинами. На них выбиты надписи кириллицей и помещены изображения святых. В начале Великой Отечественной войны крест исчез. Восстановлено брестским художником-ювелиром Николаем Кузьмичом и хранится в Спасо-Преображенской церкви.
Сделайте тесты по теме: