Брестская церковная уния 1596 г: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
Предпосылки заключения Брестской унии: С момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предприни-мались неоднократные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские: Ягайло, Витовтом, Свидригайло, Александром Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации.
4. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить все население страны с помощью единой религии – католичества. 5. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европы.
В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей…», в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипатий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.
Уния была принята после длительных раздумий, ее подготовка длилась с 1590 по 1596 г. Было подготовлено 8 вариантов текста унии. В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Уния была утверждена на Брестском церковном соборе в 1596 г. Николаевская церковь в Берестье, где подписана уния
Причины и условия создания униатской церкви Православная церковь Брестская уния 1596 г. Католическая церковь Попытка вернуть утраченные позиции и добиться возвышения Стремление распространить свою веру на землях Беларуси и Украины Сохраняются православные церковные обряды Признается верховенство (руководящая роль) папы римского
После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена , а ее приходы стали униатскими.
2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI- первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Только на протяжении 1596—1597 гг. в ВКЛ было закрыто 20 православных церквей и 12 монастырей. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих.
Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фпинос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ.
В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.
Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в около ¾ сельского населения Беларуси было униатами.
Сделайте тесты по теме: