Церковная музыка нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d'eglise, musique sacree, англ. church music
Музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка, в отличие от Ц. м., имеют более широкое значение: первая охватывает, помимо христианской, музыку др. религ. Культов. Ц. м. принадлежит важная роль в истории европ. муз. иск-ва: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром муз. профессионализма. В рамках церк. культуры были созданы величайшие художеств. ценности, формировались важнейшие муз. жанры, с церковью связано развитие теории музыки, педагогики. Для истории европ. культуры очень важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церк. и светских жанров (напр., секвенции и эстампиды, мотета и мадригала, духовной кантаты и оперы).
Музыка раннехристианской церкви. От первых веков христианства сохранилось немного нотных памятников. Ц. м. этого времени можно судить по свидетельствам историков, писаниям "отцов церкви", упоминаниям о ней в Библии. Формирование раннехристианской Ц. м. происходило в тесной связи с традициями ряда региональных культур Средиземноморья, и прежде всего иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной. К синагогальному и храмовому евр. богослужению восходит христ. псалмодия, антифонное и респонсорное пение. Раннехристианское пение было одноголосным. С распространением монастырей участие женщин в обществ. богослужебном пении было запрещено, использование муз. инструментов также не допускалось вплоть до кон. 1-го тысячелетия. Однако, судя по многочисл. документам, запрет этот часто нарушался.
Музыка католической церкви С распадом Римской империи (395) произошло разделение церкви на зап. католическую и вост. православную, различающиеся ритуалом и муз. оформлением культа. Католич. папская церковь скоро распространила влияние почти на всю Зап. Европу. Возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: кроме римской и миланской (амвросианской) - староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская). Но постепенно все региональные традиции (кроме миланской) были вытеснены официальным римским хоралом, названным в честь папы Григория Великого (ок. 540-604) григорианским (см. Григорианское пение). Важный этап в эволюции григорианского хорала связан с именами папы Виталия (657-72) и аббатов собора св. Петра Котоленуса, Мариануса и Вирбонуса (между 653 и 680). Окончательно свод григорианских песнопений сложился к кон. 9 в. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались нараспев в виде литургич. речитатива. Псалмы исполнялись в более распевной, чем ранее.Мелодич. основу чтений и псалмов составляли особые формулы-попевки (initium, mediatio, punctum), строго классифицированные в соответствии со ср.-век. системой 8 церк. ладов (модусов, или тонов; см. Средневековые лады): для чтений предназначались т. н. Lektionstцne (нем.), для псалмов - Psalmtцne, для молитв - Orationstцne и т. д. Кроме чтений и псалмов, в григорианский обиход входили антифоны, респонсории, гимны, кантики.
Музыка протестантской церкви. Реформация 16 в. нарушила единство зап. церкви: рядом с папской католич. церковью возникли самостоятельные, обладавшие автономией лютеранская, кальвинистская, англиканская, стремившиеся сделать церк. обряд доступным народу, ввести в службу общинное пение на нац. языках. Антикатолич. движения возникали и ранее, но впервые в 16 в. они привели к установлению самостоятельных институтов. Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтыря с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов; наиболее полно они представлены в т. н. Генфском (Женевском) псалтыре 1562. Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). В Англии появился и специфически нац. церк. жанр – энсзем. Вместе с тем в Англии в качестве богослужебного языка долго сохранялся латинский, создавалась музыка в традиц. католич. жанрах (месса, мотет). Протестантские песнопения имели своим источником григорианский хорал, светскую песню, а также старые формы нем. духовных песен: известные с эпохи Каролингов
Русская церковная музыка. Музыка православных народов Востока и славян, автокефальных православных церквей - Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской, Грузинской, Болгарской, Сербской, Русской и др., в отличие от католической и протестантской, была исключительно вокальной. Круг рус. церк. песнопений заимствован из Византии в 10 в. вместе с принятием христианства по визант. образцу. Церк. муз. культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Ц. м. входила во все виды православного богослужения. Вершиной развития рус. Ц. м. стали Литургия Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915) С. В. Рахманинова, открывшие, по выражению Б. В. Асафьева, "до глубокого дна" рус. начало в интонациях хорового культового пения.