Культура майя
До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной. Только когда в руки исследователей попали рукописи «Чилам Балам», написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и др. сведения. До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной. Только когда в руки исследователей попали рукописи «Чилам Балам», написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и др. сведения.
К моменту прихода конкистадоров племена майя были расселены по огромной территории полуострова Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя. К моменту прихода конкистадоров племена майя были расселены по огромной территории полуострова Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя.
Архитектура Майя «Храм надписей» в Паленке
Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.
Скульптура и живопись Майя Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.
Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас.
Художественная культура майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей. Художественная культура майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей.