Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI – начале XVII в
Развитие культуры Беларуси в середине XVI – начале XVII в. происходило в условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.
2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением и возникновением реформационных типографий. Первая на современной территории Беларуси типография действовала в 1550-1570 гг. в Бресте при поддержке магната, мецената Николая Радзивила Черного. Это типография выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках.
Последователем Ф.Скорины считают Симона Будного. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке "Катехизис". Книга «Об оправдании грешного человека перед Богом»
Вторым из последователей Скарыны был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (Чашницкий район Витебской области) он перевел и в 1580 г. На личные средства издал “Евангелие” на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации , развивал идею служения Родине
Дело Ф.Скорины на территории Белоруси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Сначала в Киеве, а затем в Кутеинскои монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука»
В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу “Апостол”, но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали “Евангелие учительное”. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут на старобелорусском языке.
У 1619 г. в местечке Евье (современная Литва) издаётся грамматика Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении XVII-XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михайло Ломоносов. Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы.
книгоиздательская деятельность С.Будного "Катехизис" Несвиж 1562 И.Фёдарав П.Мсциславец "Евангелие учительное " Заблудов 1569 В.Тяпинский "Евангелие" Тяпин 1570 братья Мамоничи Статут ВКЛ Вильнюс 1588 М.Сматрыцки "Грамматика" Евье 1619 С.Собаль "Букварь" Куцейна 1631
3. Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах при протестантских сборах при католических орденахфранцисканцев, бернандинцев, августинов иезуитские коллегиумы, которые давали образование почти на университетском уровне.
В 1570 г. иезуитами был основан в Вильнюсе коллегиум, преобразованный в 1579 г. в иезуитскую академию - древнейший учебное заведение в Беларуси с университетским статусом. В академии преподавали ученые мужи со всей Европы. Ее первым ректором стал инициатор церковной унии Петр Скарга. Иезуитская система образования, с одной стороны, преследовала цель приобщить молодежь к католичеству, а, с другой стороны, обеспечивала знаниями по естественным и гуманитарным наукам.
система образования Начальные школы Иезуитские учебные заведения
Монументальная архитектура имела в Беларуси давние исторические традиции. Местные особенности, сопряженные с готическими и ренессансными чертами, воплощались в величавости и прыгожасци дворцово-замковых построек в Смолянах (Витебская обл.), Герани и Мире (Гродненская обл.) Сегодня в отреставри-рованном здании Мирского замка располагается филиал Национального художественного музея. В 2000 г. по решению ЮНЕСКО он внесен в список Всемирного наследия.
Несвижский замок Привлекал глаз своей неповторимостью и великолепие дворцовый ансамбль Радзивилов в Несвиже (Минская обл.). С его дворцом связано представление о "черной даме Несвижского замка" (Барбара Радзивилл), призрак которой якобы бродит по помещениям и подземельях.
Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.
В первой половине XVII в. был возведен на месте старого новый замок и построен костельно-монастырский комплекс в Гольшанах Гродненской области. История замка вдохновила Владимира Короткевича на написание произведения "Черный замок Ольшанский" Руины замка Сапегав, м.Гольшаны
В церковном строительстве сохранялись черты оборонительного зодчества Примером стала церковь-крепость в деревне Мурованка Гродненской обл. Построена в нач. XVI в., Поздняя готика
При строительстве церквей и костелов постепенно проявляются черты барокко. Первым таким памятником является костел Божьего Тела в Несвиже. Построен в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони. Большую площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов. Первое погребение датируется 1616, последнее - 2000 г., когда здесь был похоронен прах князя Радзивилла.
Расширение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинистских сборов (церквей). Первый кальвинистский сбор с типографией был открыт в Бресте около 1553 благодаря усилиям Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких строений была башня. Бывшая протестантская церковь в Заславле
5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают индивидуальные черты,а фоном для этих образов становится орнамент. Развитие получил мемориальный (сделан в память) портрет жен Януша Радзивилла - Катажины и Марии, изображенный виленским художником Иоганна Шрэтэрам. На картине - мертвая на момент написания полотна первая жена Катажина, которая немного затмевает другую жену - Марию. Фигуры женщин показан в разных плоскостях.
6. Театр. Музыка Наиболее явственно примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного театра - вертепа (от польского наименования г. Вифлием, где родился Иисус Христос)
Батлейка представляла собой ящик из досок в виде домика или церкви, внутри которой показывались (водились по специальным рельсам) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиума возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, латинский язык. Памятником музыкальной культуры является Полоцкая тетрадь - рукописный сборник старинной музыки. Он включает более 60 вокальных инструментальных произведений с выразительными чертами барокко.
Сделайте тест по теме: