Понятие презентации имеет несколько определений. Презентация - это: вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение доклада, выступления; средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока. Какое бы определение ни давали этому современному явлению комму никации, необходимо помнить, что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее при- менение должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.
Многочисленные наблюдения при посещениях уроков и других мероприя- тий, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили нам сделать некоторые выводы. Если мы хотим, чтобы слайд-сопровождение максимально эффективно способство вало образовательному процессу, требуется соблюдать некоторые правила, отвечающие особенностям восприятия любой информации. Во-первых - это выбор шаблона. Презентация, как и любое устное выступление, должна начинаться с разработки плана и структуры. Необходимо разбить текст на разделы (блоки), выделить вступление и заключение. Продумать текст для первого и послед него слайда. Для визуального восприятия разных разделов (блоков) презентации хорошо использовать разные шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то надо использо вать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказы вать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В ре зультате возникнет чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.
Во-вторых, это выбор цвета. Разрабатывая цветовую гамму для каждого слайда, рекомендуется использовать не более трех цветов. Лучше всего воспринимаются два цвета, гармонирующие с оформлением шаблона или подчеркивающие важность информации. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза. Особая роль отводится размеру шрифта и количеству строчек текста на слайде. Ошибочно думать, что восприятие текста на экране компьютера идентично восприятию этого же слайда на большом экране. Учитель, состав ляющий текст, уже знаком с его содержанием, видит ключевые слова, фразы, легко ориентируется в тексте. Но слушатели испытывают "мини-стресс", когда видят множество строчек. Возникает чувство растерянности: что делать - читать или слушать? К тому же мелкий шрифт достаточно труден для восприятия. Необходимо учитывать и распространенную проблему со зрением. Как показала практика, оптимальный вариант текстовой информации, которую слушатель воспринимает без особого напряжения, таков: 6-8 строчек текста (не считая строку заголовка), размер шрифта - 32 пункта и более в зависи мости от формата слайда. А наиболее запоминающимися считаются слайды, на которых написано 3-4 строчки, выделены ключевые слова и размер шриф та 36 пунктов и более. Причем необходимо выделять ключевые слова или короткие фразы: подчеркивать или выделять размером, видом шрифта, цветом.
Также существуют особые требования к тексту слайда: не следует перегружать поле слайда длинными предложениями, определениями, перечислениями, их легче прочитать в учебнике или на доске; если слайд имеет более 8 строк, то необходимо исключить анимацию, т. к. глаза человека даже вопреки его воле все равно будут следить за движением, а не заниматься чтением и переработкой информации; не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются учителем, а затем записываются в тетрадь.
При использовании в презентации графических изображений также необходимо учитывать некоторые особенности, а именно: плохо воспринимаются большие таблицы и схемы. Материал такого рода надо сразу разбивать на более мелкие составляющие и поме щать на отдельные слайды; демонстрация многознаковых объектов (больших схем, таблиц и т. п.) должна быть кратковременной, носить обзорный характер и иметь целью показать обширность изучаемого материала; если дробление схемы, таблицы невозможно по смыслу, то удобно несколько раз копировать их в следующий слайд, выделяя цветом, размером шрифта отдельные элементы, на которые следует обратить внимание. Остальную часть следует показывать "в тени"; количество и размеры рисунков, иллюстраций должны органично связываться с содержанием текста. Мелкие заголовки и подписи должны быть исключены, т. к. их просто не видно; рисунки, иллюстрации должны соответствовать содержанию текста. Не стоит увлекаться юмористическими рисунками (прыгающими человечками, порхающими птичками, раскрывающимися цветочками и т. д.), иначе презентация будет своеобразным показом "комикса"; слайд-фильм обязательно должен содержать в себе текст; рисунки могут играть сопровождающую или информационную роль. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8-1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на ко торые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся.
При показе презентации необходимо помнить, что слайд-фильм - это только сопровождение выступления. Длинные слайд-фильмы утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были. Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей. И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при ис пользовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе и каждый ученик видит ее на экране пер сонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не долж на превышать для 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин. Презентация, если это целесообразно, может использоваться на всех этапах урока. При этом первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами. На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые за дания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов, но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.
Последний аспект, связанный с презентациями, - это программы, в которых они создаются. При создании мультимедийных презентаций к учебным занятиям лучше всего использовать Microsoft Power Point. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.