Карпова Екатерина Александровна «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» авторская программа дополнительного, профильного и предпрофильного образования детей ББК 74.202.4 К21 ISBN 5-7509-0081-9
РЕКОМЕНДОВАНО Министерством общего и профессионального образования Ростовской области
Победитель конкурса на соискание областного гранта развития образования 2005 года в поддержку инновационной работы в областных экспериментальных площадках
Программа дополнительного, профильного и предпрофильного образования детей «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Цель: создание условий для развития личности на основе формирования его информационной культуры, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, используя для этого возможности компьютера.
Задачи: Обучающие: сформировать категориальный аппарат по основным изучаемым предметам (экономика, информатика, математика). сформировать умение самостоятельно и осознано выбирать из многочисленного количества инструментов информатики те, которые наиболее эффективно способствуют решению конкретной экономической проблемы, и решать эту проблему. обучить системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов (в частности экономических).
Развивающие: развивать логическое, операционное и творческое мышление обучающихся посредством использования богатейшего компьютерного инструментария; развивать познавательную и коммуникативную активность обучаемых; развивать интерес к информатике, экономике и математике как областям мира профессий человека; развивать мотивационную сферу, оказывать всяческое содействие, направленное на дальнейшую профориентацию обучаемых.
Воспитательные: способствовать культурно-ценностной ориентации обучаемых, их нравственному воспитанию. подготовить молодое поколения к жизни в обществе с высоким уровнем развития науки и информационных технологий; способствовать воспитанию информационной культуре.
Структура курса Дополни-тельное образова-ние детей Профильное обучения на старшей ступени общего образования Предпро-фильная подготовка в выпускных классах основной школы Элективные курсы Информа-ционная культура Основы алгорит-мизации и програм-мирования 15-18 лет 10-11 класс 8-9 класс 8-9-10-11 класс 1-й год - 144ч (4ч в неделю); 2-й год – 216ч (6ч в неделю); 3-й год – 216ч (6ч в неделю). Всего: 576ч. 1-й год – 136ч. (4ч в неделю); 2-й год – 136ч. (4ч в неделю) Всего: 272ч. 8ч. – 12ч. 34ч. 34ч.
Учебно-методический комплект предпрофильного курса состоит из: методических указаний к проведению предпрофильного курса рабочей тетради ученика по курсу предпрофильной подготовки приложений на CD
Темы занятий : ЗАНЯТИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ Тема 1: Введение в курс экономической информатики ЗАНЯТИЕ 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Тема 2: Примеры решения экономических задач ЗАНЯТИЕ 3. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ (информатика, экономика, математика) Тема 3: Информатика на службе экономики (деловая игра) ЗАНЯТИЕ 4. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА Тема 4: Рекламная кампания (деловая игра) ЗАНЯТИЕ 5. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 5: Определение точки безубыточного ведения хозяйства (деловая игра) ЗАНЯТИЕ 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБРАБОТКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Тема 6: Составление сводных расчетных таблиц (деловая игра) ЗАНЯТИЕ 7. УПРАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Тема 7: Рациональный потребительский бюджет (деловая игра) ЗАНЯТИЕ 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
Учебно-методический комплект профильного курса состоит из: Методических указаний к проведению курса (для учителя в двух частях) Опорного конспекта курса (для ученика в двух частях) Приложений на CD (2 шт.)
Методических указаний к лабораторным практикумам
Разделы (10 класс): ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Раздел 1. Информация и информационные процессы. Раздел 2. Операционная система Windows (Повторение). Раздел 3. Основы маркетинга. Раздел 4. Текстовый процессор Word (Повторение). Раздел 5. Основы компьютерного делопроизводства. Раздел 6. Табличный процессор Excel (Повторение). Раздел 7. Основы менеджмента. Раздел 8. Управление семейной экономикой. Раздел 9. Экономика информатики. Раздел 10. Основы бизнеса.
Разделы (11 класс): Раздел 11. Система управления базами данных ACCESS (Повторение). Раздел 12. Редактор презентаций Power Point (Повторение). Раздел 13. Основы исследования операций (линейное программирование) в экономике. Раздел 14. Основы экономической статистики при изучении коммерческой деятельности. Раздел 15. Имитационное моделирование экономической динамики. Раздел 16. Программная система MATLAB. Раздел 17. Решение экономических задач с использованием системы MATLAB. ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Учебно-методический комплект элективного курса «Информационная культура» состоит из: методических указаний к проведению занятий по курсу рабочей тетради ученика приложений на диске дополнительного ПО
Разделы: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ КОДИРОВАНИЕ РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ ЛОГИКИ РАЗДЕЛ 6. СРЕДСТВА ИКТ РАЗДЕЛ 7. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-методический комплект курса «Основы алгоритмизации и программирования» состоит из: методических указаний к проведению занятий по курсу приложений на диске рабочей тетради ученика
Разделы: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА РАЗДЕЛ 2. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ QBASIC
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ ПОРТФОЛИО
Предпрофильный курс
Сочинение «Мои личные профессиональные планы» Методика Дж.Голланда «Определение профессионального типа личности»
И Т.Д.
Профильный курс
Начальная диагностика Анкетный опрос Диагностическое исследование творческого мышления учащихся (тест П.Торранса) Текущая диагностика Индивидуальный маршрут развития Итоговая диагностика Итоговое анкетное исследование Итоговое диагностическое исследование творческого мышления учащихся
Анкетный опрос Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные: Ваш возраст _________; класс________; школа___________ Ваш пол: 1. мужской, 2. женский. 1. Знакома ли Вам наука «Экономическая информатика»? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 2. Вас заинтересовал курс «Экономическая информатика»: а) необычным названием; б) потому, что Вам интересна экономика; в) потому, что информатика интересна Вам как наука; г) потому, что Вам нравится преподаватель; д) потому, что Вы выбрали будущую профессию по этому профилю; е) другое (что именно). 3. На занятиях по экономической информатике Вам хотелось бы: а) получить новые знания и сведения; б) приобрести полезные умения и навыки; г) получить более полную подготовку по профилю выбранной профессии; д) Заявить о себе на конкурсах, олимпиадах; е) другое (что именно):
Диагностическое исследование творческого мышления учащихся
Текущая диагностика.
Итоговое анкетное исследование Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные: Ваш возраст _________; класс________; школа___________________ Ваш пол: 1. мужской, 2. женский. 1. Ваши знания по экономике и информатике: а) бедны и скудны, Вы еще много не знаете; б) более детальные и объемные, чем у многих сверстников; в) достаточно обширные, Вы можете рассказать много интересного; г) вы можете достойно поспорить на любую проблему, касающуюся экономики и информатики даже со специалистами; 2. Выписываете ли Вы какие-либо издания, которые посвящены проблемам экономической информатики? а) да; б) нет; 3. Включаете ли Вы специально радио или телевизор, чтобы посмотреть или прослушать передачу, посвященную проблемам экономической информатика; а) да; б) нет; 4. Есть ли у Вас дома библиотечка специализированной литературы по курсу «Экономическая информатика»? а) да; б) нет;
5. Что Вы приобрели за минувший год, занимаясь по программе «Экономическая информатика»? а) узнали много нового и интересного; б) приобрели полезные навыки и умения; в) определились с выбором будущей профессии; г) стали увлекаться экономикой и информатикой; д) ничего; е) другое (что именно): 6. Предполагаете ли Вы посещать занятия по курсу «Экономическая информатика» в следующем году? а да; б) нет; 7. Выразите, пожалуйста, свои пожелания по организации и содержанию занятий на следующий год:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ БИЛЕТНО-ВОПРОСНАЯ ФОРМА
состоит из двух основных частей: программного продукта, предназначенного для практического использования (созданного в любой наиболее подходящей программой среде или средств Microsoft Office); текстового документа (пояснительная записка). Защита аттестационной работы сопровождается презентацией (выполненной с помощью Power Point). ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Данная форма проведения аттестации способствует: повышению мотивации к выбору будущей специальности; приучению к использованию специальных терминов; приобретению навыков публичного выступления и ведения дискуссии; расширению кругозора.
При оценивании творческого проекта учитывается: комплексность решения поставленной задачи; глубина проработки задачи; степень самостоятельности работы; удобство работы с интерфейсом; удобство чтения полученных результатов.
БИЛЕТНО-ВОПРОСНАЯ ФОРМА Экзаменационный билет состоит из трех частей: Вопроса по одной из тем экономической части курса. Вопроса по одной из тем базового курса информатики. Практической задачи.
Фрагменты разработок: Условно-переменные затраты 250000000 Условно-постоянные затраты 200000000 Точка безубыточности X 400 Y 300000000 Выручка 750000000 Полная себестоимость 450000000 Прибыль 300000000 Определение точки безубыточного ведения хозяйства
Изменение условно-постоянных затрат Условно-переменные затраты 250000000 Условно-постоянные затраты 150000000 Точка безубыточности X 300 Y 225000000 Выручка 750000000 Полная себестоимость 400000000 Прибыль 350000000 Введите % изменения условно- постоянных затрат -25 ("-" уменьшение; "+" - увеличение)
Изменение условно-переменных затрат Условно-переменные затраты 187500000 Условно-постоянные затраты 200000000 Точка безубыточности X 355,55556 Y 266666667 Выручка 750000000 Полная себестоимость 387500000 Прибыль 362500000 Введите % изменения условно- переменных затрат -25 ("-" уменьшение; "+"- увеличение)
Изменение цены на единицу продукции Условно-переменные затраты 250000000 Условно-постоянные затраты 200000000 Точка безубыточности X 640 Y 360000000 Выручка 562500000 Полная себестоимость 450000000 Прибыль 112500000 Введите % изменения цены на единицу продукции -25 ("-" уменьшение; "+"- увеличение)
Формирование рационального потребительского бюджета семьи 1 этап. Заполняются «Игровые роли»
2 этап. Составляется характеристика семьи.
3 этап. Семьи планируют предстоящие расходы на один месяц.
4 этап. Сравниваются полученные результаты с соответствующими статьями РПБ.
5 этап. Осуществляется расчет УСЗ каждой семьи.
Автор программы дополнительного, профильного и предпрофильного образования детей «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Карпова Екатерина Александровна г.Ростов-на-Дону (863)2307-908 тел 8-904-448-92-96 e-mail: [email protected] www.cd-bum.ru